После 3-х уже поздно

Jun 16, 2014 12:42

Оригинал взят у olya_sweet_art в После 3-х уже поздно


Слышала я такое высказывание, что иногда книга сама находит своего читателя. Видимо, со мной это тоже произошло и попала ко мне в руки книга японского автора (к слову одного из основателей компании "Sony") Масару Ибука- "После 3-х уже поздно".
Книга посвящена раннему развитию детей (до 3-х лет).
Я очень рада, что прочла эту книгу в нужное время, как раз когда родился мой сын. Я уверена, что есть очень много полезных книг о воспитании ребенка, но эта книга уже дала мне ответы на многие мои вопросы и я уверена, поможет и в дальнейшем. Я во многом солидарна с автором и считаю, что  аспекты, на которых он акцентирует свое внимание, должны знать все женщины, а тем более мамы.

Я не буду писать рецензию на эту книгу, но перечислю некоторые основные позиции.

Детский сад - это уже поздно
Многие родители считают,что развивать ребенка до 3-х лет не имеет смысла, ведь он еще слишком мал. Однако, именно в первые три года жизни происходит развитие мозговых клеток. И именно в этот период так важно развивать ребенка и обучать.
При этом так важно понимать, что раннее развитие не предполагает воспитание гениев, а нацелено на развитие у ребенка "глубокого ума и здорового тела, воспитание доброго и смышленого человека".
Новорожденные дети обладают огромным потенциалом. Уже в первые 6 месяцев мозг ребенка достигает 50% своего взрослого потенциала, а к 3-м годам - 80%. Это не значит, естественно, что после трех лет мозг не развивается, но прочный фундамент закладывается именно в самом раннем возрасте.

"Младенчество - чрезвычайно восприимчивый период в жизни человека. То, что родителям кажется  неважным и бессмысленным, ребенок может воспринимать с такой чувствительностью и силой, что этот опыт может стать основой всей его дальнейшей жизни".
Поэтому так важно создать все условия для развития ребенка, окружить его различными яркими предметами, картинками, книгами и игрушками.

Главное - окружение, а не гены
Всем известна пословица "Яблоко от яблони не далеко падает". И действительно, мы зачастую считаем, что именно наследственность предопределяет способности и характер человека.Однако автор книги с этим не согласен. Он считает, что развитие ребенка не зависит от происхождения и профессии его родителей.
В Японии проводился целый ряд экспериментов с близнецами, которых с самого рождения воспитывали в разных семьях с разными условиями. Как результат -  дети отличались и по характеру и по способностям.
Вот почему так важно, что ребенок слышит и видит в свои первые годы жизни.

Игнорировать ребенка - хуже, чем баловать его
Перед большинством родителей всегда стоит дилемма, брать ли ребенка на руки во время плача или же таким образом можно его разбаловать. Вот что пишет Ибука: "Плач - единственное средство привлечь к себе внимание. Если ребенок плачет, то он о чем-то просит, и оставить его просьбу без ответа - значит лишить его с самого начала общения"
А ведь тактильное общение мамы и малыша так важно для его умственного развития. Кроме того, это важнейший фактор формирования отзывчивого человека. Поэтому, наоборот, в первые месяцы жизни маме нужно как можно чаще брать ребенка на руки.
На развитие ребенка также влияет психологическая обстановка в семье. Новорожденный очень остро чувствует, если его родители в ссоре. А если в семье царит мир и гармония - это положительно сказывается на состоянии ребенка и на его развитии. Поэтому то, как ведут себя родители, что они делают, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.

Оставлять ребенка на попечение незнакомого человека - рискованное дело
Это относится к няням и сиделкам. Многие матери вынуждены в силу различных обстоятельств прибегать к помощи нянь. Я согласна с автором, что это не совсем правильно, так как первые годы жизни ребенок должен воспитываться родителями. А родители в свою очередь, должны окружать малыша только самым добрым и светлым.

Ребенок - великий имитатор
Дети начинают подражать уже в первый год жизни, а на втором и третьем они подражают осознанно, и не только детям своего возраста, но и взрослым.Недаром говорят, что дети - зеркало взрослых.
Поэтому так важно родителям следить за своим поведением. 3-х летние дети имитируют жесты, манеру говорить, походку.

Ребенка лучше похвалить, чем отругать
Маленькие дети знакомясь с окружающим миром могут часто портить обои, рисуя на них, ломать игрушки и рвать книги. И родителя спешат наругать таких детей. однако лучше поступить следующим образом. Лучше незаметно подсунуть старую книгу/игрушку, которую не жалко испортить малышу, но ни в коем случае нельзя подавлять в нем импульс к деятельности и проявленный интерес.
Ни в коем случае нельзя высмеивать своего ребенка в присутствии других детей. Это может сделать его замкнутым и развить комплексы.

Принуждение - худший способ в воспитании ребенка
Гораздо лучше  - вызвать у ребенка интерес - будь то игра на скрипке или изучение иностранных языков.
Мне понравилось, что пишет Масару Ибука на этот счет.
"Двух - и трехгодовалых детей часто против их воли каждый день приводят за руку на уроки скрипки к доктору Сузуки. Они с любопытство оглядываются, прыгают и резвятся в коридоре  и совсем не интересуются скрипкой. Если родители пытаются заставить их учиться музыке, то все подобные попытки заканчиваются слезами и истериками. Дети начинают ненавидеть скрипку. Их бурная реакция объясняется тем, что в этом возрасте у них просыпается самосознание и чувство собственного "я", которое не терпит никакого насилия. Поэтому вначале доктор Сузуки позволяет детям делать все, что они хотят, но не допускает их близко к скрипке. Очень скоро маленький ученик успокаивается и с удовольствием наблюдает, как играют другие дети. В течение двух-трех месяцев ребенок хорошо запоминает всю пьесу, которую играет его товарищ, и вот ему уже тоже хочется попробовать. Учитель ждет, чтобы нетерпение ребенка достигло апогея и только тогда дает ему первый урок.
Главный принцип метода доктора Сузуки - вызвать интерес а это лучшее побуждение".

Детское воображение и фантазии развивают творческие способности
"Детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества"

В университете на предмете по психологии я запомнила один рассказ про ребенка, у которого из игрушек была только деревянная лошадка. Но под действием детской фантазии она удивительным образом перевоплощалась и в самолет, и в автомобиль. То есть, если вы хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не стоит окружать его миллионом игрушек и покупать все, что он просит. Кроме того, избыток игрушек рассеивает внимание.

Автор очень интересно описывает то, как мы приучаем ребенка ко всему "стандартному" на примере обычного листа бумаги. Он пишет: "Стандартный лист способствует воспитанию стандартного человека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя"

Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше
В 8 месяцев ребенок уже может удерживать карандаши. Задача родителей предоставить ребенку цветные карандаши и лист бумаги и дать свободу для творчества. Ребенок может начать ломать карандаши и рвать бумагу, но его не следует ругать. Ведь все, что он делает руками - развивает его интеллект и творческие задатки.

Чем раньше начать заниматься спортом - тем лучше результаты
Масару Ибука советует развивать ребенка с младенчества не только духовно, но и физически. Спорт дисциплинирует ребенка, воспитывает в нем характер, а его лучше закалять именно до 3-х лет.

В книге написано гораздо больше, приведено много жизненных и реальных примеров. Она легко читается и я бы советовала ее прочесть просто для себя каждому, а родителям маленьких деток думаю будет интересно вдвойне.
Previous post Next post
Up