Оригинал взят у
priest_ruabko в
Сотереологическая миссия Церкви и роль личности священника в условиях социальной нестабильности. Протоиерей Игорь Рябко
«Сотереологическая миссия Церкви и роль личности священника в условиях социальной нестабильности и общественно- политических потрясений"
Доклад на епархиальном собрании запорожского духовенства
28 марта 2014 года.
Ваше Высокопреосвященство, досточтимые отцы, братья и сестры. Промыслом Божиим нам выпало жить в особый период. Это время общественных и социальных потрясений.
Когда водитель едет по ровной и спокойной дороге, то он может позволить себе расслабиться. Но когда дорога скользкая, извилистая, то ему нужно напрягать свое внимание, что бы не попасть в аварию, следить за тем что бы автомобиль не занесло.
Сегодня в нашей епархии сложилась ситуация, когда и часть духовенства и часть мирян начитает заносить в увлеченность теми политическими процессами, которые происходят в мире и нашей стране. Поэтому мой доклад будет посвящен вопросу сравнительного анализа политологии и социологии с одной стороны, и христологии и теологии с другой.
С тех пор как Каин построил своей первый город, прошли века. Из первых городов - полисов стали формироваться этносы, которые, в свою очередь, объединялись в племена. Эти племена завоевывали друг друга. Гуны, готы, вандалы, скифы, арийцы, викинги - все это двигалось по бесконечным просторам Евразии, воюя за ресурсы и более комфортные условия проживания. Далее эти племена объединились в народы, стали формироваться государства. Но и они продолжали воевать с друг с другом. Зачем?
Все для того же. За возможность эксплуатировать человеческие и природные ресурсы соседних народов. Внутри этих государств стали формироваться династические, монархические формы управления, которые свергали друг друга, прорываясь к власти. Со временем менялись формы правления, появлялись правящие и оппозиционные партии, которые также отвоевывали друг у друга возможность править, для чего? Да все для того же.
Чтобы как - то скрыть это животное проявление инстинкта борьбы за выживание и комфорт, стали появляться слова, прикрывающие животную наготу этой борьбы: демократия, гуманизм, борьба за права человека и т.п. Но суть всегда была, есть и остаётся той же. Это животная борьба за ресурсы среды и за территорий жизненного пространства. Формы и способы борьбы меняются, но суть всегда остается та же. Это базовые законы политики, социологии, экономики, которые построены на биологических потребностях животной природы человека.
Царство этого мира во все времена было предсказуемо одинаковым: в каждый горшок - курицу, социальный пакет, сильная армия, стабильный мир и порядок в стране. Это всегда борьба в плоскости горизонтальной, в плоскости мира, где, как известно царствует похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Предпоследние строки истории этих царств будут написаны, как вы знаете, уже рукой антихриста.
Царство Христа по всем параметрам прямо противоположное Царствам мира. Его нельзя завоевать в революционной борьбе с автоматом в руках. Его можно вырастить только внутри своего сердца, используя средства и способы прямо противоположные тем, которые используют царства мира.
Царство Христа - это всегда жертва, отречение. Вспомните притчи Христа о Царстве Божием. Политика всегда проводит демаркационную линию, устанавливает границы, делит, спорит, завоевывает или защищает, насилует или подымает революции - она всегда облачается в мантию силы.
Царство Христа, наоборот, - оно разрушает границы, стирает этнические и даже гендерные особенности, убирает политические ярлыки, и национальные одежды, ставя приоритетом самого человека, который спрятан за всей этой оболочкой. Для Христа важнее человек, чем любая категория, чем любой ярлык. И люди, которые призваны служить в этом Царстве, должны следовать приоритетам и ценностям Христа, для которого человек важнее всех его социальных упаковок.
Нам нужно дать ответ на главный вопрос - кому мы служим и какому царству принадлежим?
Иисус Христос родился в еврейской семье, в оккупированной захватчиками стране. Кто мне скажет, какие были у Него политические взгляды? Какая у Него была программа национально - освободительной борьбы? Или, может быть, наоборот, Он вместе с саддукеями симпатизировал оккупантам?
После Воскресения Христа, на камене, отваленном от Его гроба, стал ангел, который говорил о Воскресшем Господе. И это было единственным и главным, что он хотел нам сказать. О том же потом стали говорить и апостолы. Но, может быть, я ошибаюсь? Может он говорил, что ничего у этих фашистов не получилось, Христос все-равно воскрес и теперь все должны идти на майдан или антимайдан?
Когда священник выходит, чтобы стать на отваленный от гроба Господня камень, который называется амвоном, и начинает вместо Христа говорить своим прихожанам о политической борьбе, то он занимается духовным извращением. При этом мы должны понимать, что амвон - это не только физическое место на солее, которое имеет свои географические координаты. Социальные сети - это тоже амвон. Университетская кафедра - тоже амвон. Если врач - травматолог высказывает свое отношение к политике в «контакте» или в «Фейсбуке», то на травматологию, как науку, эго мнение не влияет. Но если тоже самое делает священник, то его голос обязательно будет отождествляться с голосом Церкви.
Была ли у апостолов какая - то политическая программа преобразований? Среди них, кстати, был представитель правого сектора - Симон Зелот. Зелоты - это иудейские националистические радикалы. Но нет, у апостолов мы не увидим политических лозунгов. Может быть позже, во время иудейского восстания 68-70 гг., христиане все - таки одумались и заняли чью - то сторону? Но ни христианские историки, ни Иосиф Флавий ничего об этом не говорят.
Господь создал на земле Церковь. Бог не живет в категории времени. Победа Христа над смертью и грехом уже состоялась, не смотря на то, что люди еще умирают и грешат. И Царство Божие не ожидаемое будущее, а актуальное настоящее. Оно не будет когда-то, оно уже есть сейчас. Так же как и Бог, это Царство живет вне временных и пространственных категорий. Церковь - это проекция вечного царства на временные и пространственные реалии. Христиане - граждане Царства Божия. Они уже сейчас призваны жить духовно за пределами царства земного мира, хотя по своей биологии ещё в нем присутствуют. Поэтому они и называются перехожанами или прихожанами. Священник, который своими проповедями выталкивает христиан из жизни в Царстве Божием в жизнь царства мира, скорее служит силам зла, чем Христу.
Понятие Церкви Божией невозможно описать в категориях догматических формулировок. Ни одна из них не опишет ее во всей глубине, так же, как и невозможно исчерпывающее определение личности Христа.
Я приведу сравнение. Невидимый солнечный луч, попадая на мелкие капли, находящиеся с слоях атмосферы, преломляется в них в виде радуги. Так же и Церковь проявляется в этом мире в людях, которые являются ее членами. Так вот, когда этот луч попадает на поле человеческого греха, то его нечистота отбрасывает на жизнь общества тень. Сама Церковь от этого ничего не теряет, она была и останется чистой. Но наша нечистота, людей которые служат в Церкви, отождествляется миром с Церковью, как таковой, хотя на самом деле это не так.
И это случается каждый раз, когда священнослужители забывают о том, чему учит Церковь и вступают в брак с земным царством. От этого брака рождаются уродливые дети. Это касается как православных, так и инославных. Вспомните, Кромвелевская Англия в XVII в., Женева времен Кальвина, РПЦ в Синодальный период. Вспомните крестоносцев, конкистадоров, торговлю африканским рабами, уничтожение коренных жителей Америки - все это происходило под флагом христианского креста, но к распятому Христу все это не имело никакого отношения.
Избиение друг друга на демонстрациях, оскорбление оппонентов, волны ненависти и вражды к политическим противникам также не имеют никакого отношения ко Христу, который учил любви к врагам.
Чаша сердца христианина, а в особенности священника, должна быть до краев заполнена Христом. Тогда туда уже больше ничего не поместится. Он будет думать, говорить, мыслить, рассуждать только о Христе. Потому что он весь в Нем. Но это в идеале. На практике чаша нашего сердца заполнена Христом у кого как: у кого наполовину, на четверть, на три четверти. А то, что внизу, называется осадком из тяжёлых металлов. Туда же относится и наша политическая позиция. Можно нырять на это дно, жить в этих водах, но и это еще не худший вариант. Потому что сверху все - таки Христос. Хуже, когда воды со Христом внизу, а соли тяжелых металлов сверху. Тогда они выплескиваются везде, в т.ч. и с амвона, если это священник. Трагично, если в этой чаше Христа нет совсем, а сердце заполнено только социальными осадками. Это уже смерть души.
Для православного священника не должно быть разницы какой политической окраски пришел к нему человек в поисках спасения души. Он не должен разделять людей на свободовцев или бандеровцев, коммунистов или регионалов, русофобов или русофилов, правых или левых. Они для него все одинаковые, потому что люди. Мы уже определились со своим Царем и своим царством. Оно не от этого мира. А на все вопросы касающиеся ситуации с стране ответом может быть только изображение распятого на Кресте Господа. «К какой партии примкнуть»? - ответ: «Будьте христианами». «Какой политической позиции держаться»? - «Будьте людьми» «Прав Путин или Обама»? - «Прав только Христос». «Что с нами всеми будет»? - «Будет Новое небо и Новая земля». «Как нам жить»? - «Как сказал Спаситель в Нагорной проповеди». Все, и никакой политической пропаганды.
Оценочная линейка Церкви находится в иной нравственной плоскости. Она двигается по оси добра и зла. Если сторонники каких - либо партий или политических групп ненавидят друг друга, то не может быть фактической правды ни у одной из них. Потому что там, где ненависть в сердце, там уже победил ад.
Вы знаете что такое мытарство? Вот пластина с магнитом, а вот душа. Если я провожу мимо этой пластины фломастер, то он пройдет свободно, если гвоздь, то магнитная пластина его притянет. Если на мытарствах в душе будут обнаружены свойства ада, то ад свое заберет себе. Если нет, ему не за что будет зацепится.
Задача Церкви и ее пастырей формировать такие качественные характеристики личности своих прихожан, чтобы те смогли получить гражданство в Царстве Бога. Священник руководит плаванием по житейскому морю страстей, следит что бы никто не попал в воронку. Если он перестанет смотреть на компас Христа и начнет с амвона читать проповедь о том какие волны лучше, те что справа, или те что с лева, майдановцы или антимайдановцы, то он и сам утонет и тех кто рядом погубит.
Я предлагаю. запретить в амвона и в социальных сетях священнослужителям вести любую политической пропаганду или аналитические беседы, связанные с политическими событиями. Священник может и должен следовать тому, что предлагает ему Церковь, призывать людей к единению со Христом, к миру друг с другом и к прекращению всякой вражды и взаимной ненависти.
Спасибо за внимание.
По итогам выступления я предлагаю проголосовать за внесения в резолюцию собрания следующего постановления.
Православная Церковь в течении всего времени своего существования несет в себе спасительную миссию обожения своей паствы? призывая ее в к вечному царствованию со Христом. Сотереологическая миссия Церкви не зависит от социально- политической или общественно - экономической формации, в котором она осуществляет свое служение.
Каждый член Церкви призван к тому, что бы своей жизнью показывать миру свет Царства Божия воплощенного в молитве, исполнении заповедей, делах милосердия, веры и любви. Это служение является свидетельством миру о спасительной миссии Церкви в условиях временной скоропреходящий жизни. Священнослужитель призван служит примером для верных « в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте.» 1 тим 4:12., воплощая в собственной жизни свет Правды Христовой и будучи образцом нравственности и благочестия.
Особенно важным такое свидетельство является в период, когда государство находится в состоянии общественно - политических потрясений и экономического кризиса. Слова утешения и поддержки, призыв к миру и братской любви, осуждение всякой вражды и ненависти должно быть основой священнического служения в смутное время нестроений.
Пастыри Православной церкви не имеют права принимать участие в политической агитации, давать оценку действиям политиков и партийных структур. Вся духовная деятельность священнослужителей должна быть направлена на обеспечения мира и стабильности в обществе, пресекания всякой злобы и агрессии людей друг к другу. Основой храмовой проповеди и социального служения священнослужителя должна быть Евангельская истина и любовь.
Каждый православный христианин, не зависимо от его языка общения, политических взглядов, национальности, понимания истории и отношения к событиям в стране, является чадом Православной Церкви и подлежит ее материнской заботе и опеке.
Если священнослужитель становиться заложником своих политических пристрастий и строит на них базовые положения своей проповеднической деятельности в храме или за его пределами, служа соблазном для паствы и всего народа Божия, он должен запрещен в служении ввиду своей профессиональной непригодности и неспособности нести труд пастырского служения согласной Православной традиции и церковным обычаям.