Роль родителей в формировании зависимого и созависимого поведения.

Aug 14, 2009 17:16



lual  опираясь на теорию Маргарет  Малер рассказала о формировании  зависимого и созависимого поведения:

Если вспоминать теорию развития Малер, то легко отследить тот момент, когда у человека начинает формироваться зависимое поведение. Это возраст между полутора и двумя с половиной годами <...>, когда ребенок становится более активным, у него появляется больше возможностей, соответственно, он меньше нуждается в матери и начинает от нее все больше отделяться - уползать, убегать, исследовать пространство. С другой стороны, он чувствует свою зависимость от нее и потребность в ее поддержке. И очень важным тут является то, каким образом мать реагирует на его попытки отделиться на попытки что-то сделать самому, отказываясь от ее помощи, на попытки отстоять свои желания и потребности.

Здоровое поведение матери в этот период заключается в том, чтобы позволять ребенку самостоятельно справляться с тем, с чем он может справиться и помогать в том, что ему пока не по силам. Однако - будем объективны - для того, чтобы спокойно и внимательно относиться к попыткам полутора-двухлетнего шилопопого чуда исследовать мир, пробовать его на прочность, на вкус, на излом на скручивание (а также к последствиям этого бытового сопромата) нужна львиная доля внутренней устойчивости и философского взгляда на мир.
Поэтому гораздо чаще приходится наблюдать в этих ситуациях поведение как раз нездоровое -
либо подавление самостоятельности ребенка, направленное на то, чтобы подчинить его себе, сломать его волю; либо то, что красиво называется "контрфобическим отталкиванием" - "уйду, брошу, не буду помогать, я тебя такого не люблю".
Почему отталкивание контрфобическое - то есть, "наперекор страху"? Потому что эти попытки ребенка отделиться, делать по-своему, то, чего хочется и так как хочется (ему, а не маме) вызывают в матери сильный страх - "и что я буду делать с таким неуправляемым ребенком?!"
Ну, вы поняли, да? Потеря контроля, отсутствие кнопки, на которую можно нажать, чтобы стало по моему велению - по моему хотению - это очень страшно.
Что происходит с ребенком в этой ситуации? Он получает четкое и ясное сообщение о том, что его автономия и самостоятельность не нужны, наказуемы и опасны. И оказывается в очень сложной ситуации. С одной стороны, у него есть потребность в большей, чем прежде, свободе; с другой - он не в состоянии сам со всем справляться.
Наблюдаем классическую "вилку":
- свобода =  покинутость, одиночество и беспомощность
- подчинение  маме = возвращение в ситуацию зависимости, регресс обратно в симбиоз с матерью, обратно «в утробу»; метафорически это равносильно смерти.
Теоретически выбор в этой ситуации есть, да.
Но - очень теоретически.
Поскольку это выбор из двух вариантов, которые "оба хуже".
Либо "жизнь мамой", превращение себя в ее продолжение, в составную часть маминой  личности. За счет отказа от личности собственной, естественно, этот Боливар двоих не вынесет.
Либо свобода и одиночество, когда "никто на помощь не придет и дров не раздобудет, никто не сварит ничего ни на каком огне". А в такой ситуации не каждый взрослый выживет. Не говоря уж о карапузе, который под стол пешком ходит.
Поэтому получается "выбор без выбора". Для того, чтобы выжить, ребенок вынужден возвратиться обратно, в положение даже не младенца, а плода, накрепко связанного с матерью пуповиной и питаемого ею же.
Он без нее - не может. Он без нее - погибнет. В ней - вся его жизнь.
Узнаете, да? Этот самый стон, который символом большой и чистой любви зовется?
Тот продукт, что получается на выходе из подобных педагогических экзерсисов называется аддикт обыкновенный.
Человек, накрепко запечатанный в роли недо-рожденного младенца.
В переживании себя как части кого-то (чего-то) другого, не способного самостоятельно справляться со сложностями своей жизни и организовывать ее так, как хочется и нравится.
В привычке к тому, что у нет права на собственные действия, решения и даже желания; к тому, что вся его жизнь является лишь приложением к кому-то или чему-то другому.

(с)
lual  Созависимое поведение

В этом месте возникает новая вилка выбора:
* путь зависимости - алкоголизм, наркомания, расстройства пищевого поведения, трудоголизм и прочее см. выше по списку
* путь созависимости, о котором, собственно, и будет основной разговор, ибо созависимых в нашем обществе дофига и больше и чаще всего они даже не подозревают о том, что являются созависимыми.

Продолжение:
(2)
(3)
(4)
(5)

М. Малер, родительство, психология, детская психология

Previous post Next post
Up