Feb 18, 2023 18:57
Социолог Вахштайн прекорасный:
"Притча о том, как поссорились Homo moralis и Homo politicus.
Жили когда-то в земле Мицраим два брата - Хам и Хап. Хам был старше, но беднее скотом и потомством. Хап же, хоть и появился на свет вторым, преуспел много больше брата своего. Отец их, Фараон, правил землей той неправедно, не по закону, а по произволу и беззаконию. Лучших людей земли египетской сгноил он в темнице и наследовал имущество их. Сыновьям же своим не доверял Фараон и отлучил от дворца. Но Хам и Хап держались друг друга и любили друг друга братской любовью.
Хам обо всем судил как о добре и о зле. И не было для него ничего, что не было бы «к добру» или «ко злу», «от Всевышнего» или «от Лукавого». Для каждого человека, каждого дела, каждой травинки в Мицраиме было у него заготовлено имя: «приличного, достойного, честного» или «продажного, гнилого, фашистского». И ежели кто спрашивал его: «Досточтимый Хам, но ведь не про каждую тварь и не про каждое деяние можно судить в категориях добра и зла?», приходил он в ярость и немедленно того человека называл платным провокатором, фараоновой гадиной или яблочным червём.
Хап же хоть и любил брата своего, судил о всякой вещи как о «полезной» или «вредной» для Мицраима. И не было для Мицраима ничего вреднее Фараона. Любое злодеяние, что во вред Фараону, считал он благодеянием, а мудрецов и толкователей, что просто читали Танах, но не призывали народ к восстанию, поносил хуже любых фараоновых прихвостней, ибо были они вреднее их во сто крат. И про любого, кто не следовал за ним, Хап говорил, что тот «либо идиот, либо при кормушке фараоновой».
Когда Фараон приказал в школах переписать всех приспешников Хапа, Хап наказал составить такие же списки «грязных лоялистов» из числа учеников - приспешников тирана. Хаму это не понравилось, но он промолчал. Ибо всегда горой стоял за брата своего. Когда Хап призвал голосовать на выборах провинциальных наместников за людей низких, подлых и недостойных (ибо это было во вред Фараону), Хам промолчал - так как и здесь не хотел вредить брату своему. «Выбирать злое во имя добра - благо, выбирать благо, если оно ведет ко злу, - грех» проповедовал он тогда. И не было для Хама ничего, что было вне «добра / зла», и не было для Хапа ничего, что было бы выше «за / против власти фараоновой», но оба верили, что две этих границы совпадают и закрывали глаза на все, что оказывалось между ними.
А потом Фараон начал избиение соседнего народа и изгнал сыновей своих из Мицраима в пустыню безводную, чтобы под ногами не путались. И приютили Хама сыновья Яфета, а Хап остался один с потомством своим, и скотом своим и рабами своими. И облачился тогда Хам в белые одежды, и отлепился от брата своего. Забыл он как стоял горой за него. Вознес хулу на империализм, и расизм, и колониализм, и патриархат. Не вспомнив, что еще год назад вослед брату своему приспешников фараоновых называл «ж…ми» и «п…расами». И поносил он всех, кто остался в земле египетской за «коллаборационизм и малодушие».
Хап же тоже осудил Мицраим, но еще более - брата своего Хама. За то, что тот в белые одежды облачился.
С тех пор потомков Хама стали звать «белые пальто», а потомков Хапа - «хорошими египтянами».
P.S. Я не знаю, как еще объяснить своим друзьям-израильтянам различие между этими двумя коленами российской оппозиции 2010-х."
юмор,
перепост