Прекрасный пост от Марии Елифёровой:
https://www.facebook.com/maria.eliferova/posts/1537387616676772"Задрали меня бумерские рассуждения про "норот", основанные в лучшем случае на воспоминаниях о колхозе 70-х, в худшем - на текстах Гершензона и Бунина. Попробую повозить почтеннейшую публику носом об базовые социологические факты (для забаненных в гугле - пруфы будут в комментах).
Начнём с неизменного параметра: вот уже как минимум сто лет 53-54% населения России составляют женщины. Этот параметр остаётся стабильным, как ни странно, никакие исторические потрясения особо на него не влияли. По моим расчётам, в возрастной группе старше 18 лет (то есть дееспособных юридически и политически) эта доля должна быть никак не менее 55%, так как при рождении на 1000 девочек приходится 1006 мальчиков, а затем это соотношение падает.
Женщины, однако, в постсоветских теориях "народа" остаются невидимыми похлеще, чем описывают западные феминистки. Чтобы обычная женщина, не поп-звезда и не медийная персона типа Шульман, стала видимой, она должна быть "бабкой с красным флагом" (кстати, это мем из телевизора 90-х). В СССР были хотя бы картонные "знатные труженицы" на плакатах, в постсоветское время и этого не стало.
А теперь параметры, специфичные для нашего времени. Во-первых, 75% населения современной России живёт в городах, людей с образованием ниже среднего практически не осталось. Во-вторых, медианный возраст современного россиянина - 40 лет.
Что это значит? Что пресловутый "типичный россиянин" - не Платон Каратаев и даже не Клим Чугункин (которому было то ли 25, то ли 27 лет по разным версиям). А городская женщина в возрасте 40 и старше с образованием не ниже среднего. Времена изменились, господа.
Опыт жизни этой женщины несложно изучить, ознакомившись с комментами в блогах популярных сетевых психологов типа Морены Мораны. Каков же этот опыт? Правильно, "думай, что говоришь", "молчи и не высовывайся". Инстинкт ждать от людей худшего, в особенности если эти люди сильнее физически или облечены начальственными полномочиями. Знание того, что принципы принципами, а масло на завтрак само в холодильнике не появится.
С вероятностью 1:2 её били в детстве родители. С вероятностью не менее 1:3 - бил муж или сожитель. И практически со 100% вероятностью её били в школе. А если не били, то издевались, обливали соплями или чернилами, загоняли в угол и пытались сорвать трусы. Она привыкла, что от попыток пожаловаться будет только хуже - её обвинят в том, что она же сама и "спровоцировала", и вообще от неё одни проблемы.
Если она была замужем, то потому, что "так делают все" и потому, что в 20 лет считала статус замужней женщины престижным. С мужем она или разошлась, или с трудом терпит его из-за того, что не может снять квартиру на свою зарплату. Детей родила в хорошем случае тоже потому, что "положено", в плохом - потому что проблемы с предохранением (разрешите сейчас не вдаваться в миллион причин, по которым они могут возникнуть у пары, живущей в однушке на медианную зарплату). Поэтому не особо представляет себе, что с детьми делать. Может порвать кого угодно за своих детей, но через неделю детям самим мало не покажется, если они чем-то не угодили. С совершеннолетними детьми она нередко в ссоре и не общается (из-за нового мужа, из-за зятя/снохи, из-за профессии детей, из-за бабушек и дедушек и т.д).
Впрочем, даже при отсутствии мужа и детей её основное чувство - задолбанность. Она привыкла произносить ритуальные фразы и выполнять самые нелепые требования, чтобы только от неё отвязались - учительница в школе, потом начальство на работе, работники регистратуры в поликлинике, коммунальных служб, Сбербанка, собеса и т.д.
Она нередко смотрит телевизор и говорит фразами из телевизора, что верно, то верно. Но смешно полагать, будто она пойдёт с вилами свергать разочаровавших её политиков. Она обсудит их на лавочке, когда это будет безопасно, и забудет про них. По её опыту, её слова никогда ни на что не влияли. И эта интуиция обычно верна."