Неделю назад в свет вышел
третий выпуск газеты "Суть времени - Пермь", который является нашим очередным мощнейшим информационным снарядом в политической войне в Пермском крае. Специально для него мною была написана статья "Топонимическая война", в связи с вновь возникшей актуальностю проблемы переименования улиц города Перми. Предлагаю вашему вниманию полный текст статьи.
Топонимическая война
На фото: Степан Окулов. Унтер-офицер Преображенского полка. Кадровый. Георгиевский кавалер. В 1916 году отозван с фронта как квалифицированный рабочий. В 1918 году Пермский губернский военный комиссар. В 1919 - командир полка в 29 стрелковой дивизии. Награжден орденом Боевого Красного Знамени за взятие Перми. Командовал войсками частей особого назначения в Пермской губернии. Комбриг. С 1923 года - Пермский окружной военный комиссар.
«Улицу Окулова переименуют в Мешкова», «Совет по топонимике рассмотрит этот вопрос в сентябре» - такими заголовками пестрели все СМИ Перми этим летом. Данная весть мало кого обрадовала, но подавалась она так, будто ее ждал весь город. Оно и понятно, ведь переименование улиц в Перми поставлено на поток и проходит не абы как, а по всем правилам политтехнологической науки. Точнее было поставлен на поток, пока год назад движение «Суть времени» не
остановило этот бессмысленный процесс, во время попытки переименовать ул. Плеханова в Биармскую. Тогда, по результатам проведенного опроса, против переименования высказались 97% жителей ул. Плеханова. Казалось бы, после такого позорного поражения переименователям стоило бы угомониться, но не тут-то было - очередной атаке подвергся герой Первой мировой войны, комиссар Перми Степан Окулов. И опять опрос показал разгромные результаты:
86% жителей улицы Окулова не поддерживают переименование. В свое время улицу Кирова переименовали в Пермскую в рамках проекта «Пермь - культурная столица Европы», точнее, в связи с открытием фестиваля «Белые ночи - 2011». По тому же радостному случаю хотели переименовать в 2011-м и площадь им. Карла Маркса - в площадь Европы. Да не вышло. Улице Орджоникидзе якобы вернули историческое название «Монастырская». Правда, умалчивают, что улица имела еще несколько наименований и, какое из них считать историческим, так и осталось загадкой. У всех последних переименований можно выделить одну связующую линию - антисоветскую. Конечной целью большинства переименований является зачистка коллективной памяти о советском прошлом.
Инициатором новой волны переименований в Перми является бывший краевой министр Борис Мильграм. Уже через три месяца после назначения министром культуры, Мильграм дал развёрнутое интервью газете «Деловое Прикамье». В статье «Смыслообразующий министр» от 12.09.2008 г. он чётко указал на ориентиры своей деятельности, прямо заявив, что переименование улиц - важнейший вопрос.Мильграма во власти нет, а план его, как мы видим, реализуется. О том, что есть план, не скрывая, говорит и член городского совета по топонимике Владимир Гладышев: «В Перми существует план постепенного возвращения исторических названий улиц. Поводом для этого обычно становится обращение инициативных жителей города». Так Гладышев прокомментировал «Российской газете» переименование улиц Кирова и Орджоникидзе. Получается, «у нас есть план по переименованию» и «поводом для переименования становится обращение жителей». Попытайтесь представить картину, как жители, в полном соответствии с планом Гладышева, выстраиваются в очередь в совет по топонимике с антисоветскими предложениями.
По факту же роль «инициативных жителей» выполняют подставные лица. В случае с улицей Кирова такую роль выполнила фирма-однодневка АНО «Новый город». Единственное, что сделала эта организация за все время своего существования, - подала предложение о переименовании улицы Кирова в Пермскую. Все содержание прошения о переименовании сводится к следующим тезисам: Пермь - культурная столица Европы. В Перми фестиваль «Белые Ночи». Улица Кирова теперь пешеходная, давайте переименуем ее в Пермскую. И ни слова о возвращении исторического названия. Это при том, что порядок наименования и переименования внутригородских объектов, утвержденный Пермской городской думой, допускает лишь возвращение исторических наименований и запрещает произвольное переименование улиц и площадей. Что касается попытки переименования улицы Плеханова, то в данном случае решили представить все как инициативу самих жителей улицы. Только инициативу эту создавали так же обманным путем. Группа из нескольких женщин ходила по квартирам и собирала подписи якобы против, хотя на бланках мелким шрифтом было написано, что подписавшиеся поддерживают переименование улицы Плеханова в Биармскую.
Разумеется, и в нынешнем случае, переименования ул. Окулова в Мешкова, не могло обойтись без махинаций. Беседа с возмущенными жильцами домов по ул. Окулова выявила факты недобросовестного исследования мнения жителей улицы о перспективах её переименования. Так, ранее в обращении ректора ПГНИУ И.Ю. Макарихина сообщалось:«80,2% жителей ТОС «Центральный» (Дзержинский район) и 80% ТОС «Слудский» (Ленинский район) высказались за возвращение улице Окулова исторического названия». Председатель совета дома 33 по ул. Окулова Татьяна Владимировна Масалкина, объяснила причину столь странных результатов: «К нам подошёл представитель ТОС «Слудский» Ф.Г. Соловьёв и предложил мне заполнить бумаги по переименованию улицы. На что я ответила, что я, как житель, как председатель, против переименования улицы.Мне было предложено всё равно найти трёх человек, которые подпишутся «за» переименование улицы. На что я сказал, что я это делать не буду. Я буду писать только против переименования.Дальше по достоверным источникам стало известно, что этот товарищ, так как отказались жители улицы Окулова, пошёл по другим домам, спрашивал жителей других домов «за» переименование улицы, которые не были заинтересованы - надо им это или не надо». Однако теперь мы знаем, что 86% жильцов ул. Окулова против переименования. Результаты опроса вместе с подписными листами были сданы в департамент культуры и молодежной политики Перми.
Кстати, что касается самого Николая Мешкова, в честь которого хотят переименовать ул. Окулова, то
он лично был против этой идеи- быть может, поэтому в 1916 г. данная инициатива и не была реализована. И Окулов и Мешков являются неотъемлемой частью истории Перми, и оба они уже увековечены в городском пространстве: «Дом Мешкова» (основное здание краеведческого музея) является центром исторической памяти города, известен всем горожанам и гостям города.
Сергей Вилисов