Резюме - внезапно не про велики пост

Nov 27, 2014 02:24

Как написать резюме, от которого не будет тошно?

Сразу скажу, что это все касается больше бизнес-сферы. В других может быть своя специфика, хотя рекомендации тут весьма общие.

Время сейчас такое, что куча людей ищет работу. Так получилось. Более того, в будущем ситуации мало изменится в лучшую сторону, поэтому, если так уж случилось, что вы - один из тех, кто в поисках, найдите несколько часов своего времени, чтобы написать пару страниц формата А4, которые будут продавать вас на рынке труда.



Перед тем, как начинать что-то писать, важно осознать несколько фактов:

  1. Если вы находитесь в поисках работы, вы - весьма посредственный специалист. Крутых перцев работа находит сама. Будьте честны с собой и со своим резюме. Девочки в HR любят честность.
  2. Вы - один из 15-20 человек, чье резюме будут читать за день. Если вы оформите нечто ужасающее, со страшным форматированием и комиксами, шанс отправиться в корзину близится к 100%
Что важно в первую очередь:
  1. опыт работы с обязанностями и достижениями
  2. специфические навыки, важные в той работе, которую вы ищете
  3. рекомендации
  4. владение языками
Что можно смело уместить в одну строку в конце:
  1. высшее образование
  2. личные качества, наличие водительских прав и т.п.
Что вообще никому не интересно:
  1. сколько у вас домашних животных и как вы их любите
  2. количество 5-ок в школьном аттестате
  3. вышивание крестиком и прочие оторванные от реальности хобби
А теперь по пунктам, но сначала об объеме:

Нет единого мнения, сколько должно занимать ваше резюме. Главное, чтобы там было самое важное, без соплей и прочего, но при этом не упускать важных деталей.
Большинству вполне достаточно будет 1 странички А4.
Сложные резюме на дорогие должности может растянуться на 2, максимум 3 страницы. Больше просто никто не будет читать.

Бывает такое, что у человека накопился огромный опыт, с кучей рабочих мест, достижений и прочего. Тогда можно делать два файла: полный, где есть вся информация и он может быть объемом хоть 10 страниц и адаптированный под конкретную вакансию с самым важным. Важно, чтобы человек, который получит их, понимал, куда ему смотреть в первую очередь, а куда за деталями по всем остальным местам работы.

Итак, вы начинаете писать о своих местах работы.

Опыт работы

Это - важнейшая часть любого резюме, ради него все и задумывается.
Никогда не врите здесь, потом будет дороже! Миллион раз проверено на людях.
Нужно указывать:
Время, когда вы там работали, называние компании, URL, по которому можно найти информацию о компании, должность, которую там занимал, обязанности, достижения.
К примеру для сейлза это может выглядеть так:

10.2010 - 06.2013. Sony Overseas
www.sony.ua
Менеджер по продажам
Обязанности:
  • Расширение рынков сбыта, подключение новых клиентов и каналов сбыта
  • Индивидуальное ценообразование для клиентов, разработка, согласование и проведение совместных активностей с ключевыми клиентами
  • …..
Достижения:
  • Увеличение доли продаж продукции Sony в интернет-канале на ХХ% в период …
  • Подключение нового канала сбыта …
  • Старт работы с ключевыми клиентами по списку …
  • ….
При чем, тут нужно писать самое важное и значимое, то, за что вас захотят на новом месте работы.
Главное правило: можешь не писать - не пиши. Некоторые достижения, которые могут казаться вам важными, на самом деле смехотворны. К примеру «Обзвонил 350 клиентов за месяц»
Тут важен результат, а не процесс. О процессе можно будет поговорить на собеседовании. Если вас, конечно, пригласят.

Конечно, не о всех местах работы стоит писать все. О некоторых можно писать только обязанности, о некоторых, которые не имеют прямого отношения к вакансии, можно просто написать время работы и должность. Если кого-то это заинтересует, вас спросят. Важно не загромождать бумагу.

И, главное, будьте честны, если вы соврете, это обязательно вылезет в плохой форме.

Специфические навыки

Это может быть что угодно, важное для работы:
  • Умение круто проводить презентации
  • Умение круто резать на 3D  ЧПУ
  • все крутые сертификаты - сюда же
Старайтесь не употреблять красивых умных слов, смысл которых понятен вам менее, чем на 100%
К примеру, не обижайтесь, если вы заикнетесь про SWOT анализ и вас попросят привести пример.

Языки

Ну тут все понятно:
ЧЕСТНО указываете родной язык и все языки, которыми владеете лучше, чем Beginner, к примеру:

Russian - native
Ukrainian - fluent
English - upper intermediate

Знаете, что самое неприятное на собеседовании?
Это когда у вас в резюме написано English - fluent, и человек напротив вас без предупреждения говорит: «Let’s continue our interview in English». А вы в ответ «Летс ми спик фром май харт»

Не знаете свой уровень? Пройдите тест, в Сети их - вагон и маленькая тележка. Только тест выбирайте посерьезнее, что-то от Oxford-а, чтобы вопросов было больше 100. Лучше пройти несколько и указать усредненный уровень по ним.

Англоязычное резюме?
Если вам необходим google translate для написания, задумайтесь, стоит ли тратить на него время?
При уровне Advanced, вероятно именно англоязычный вариант будет основным.

Рекомендации

В любом более-менее приличном месте прозвонят парочку ваших прошлых мест работы. Ну чтобы поинтересоваться, что о вас там думают. Хорошо подумайте перед тем, как давать чьи-то контакты.
И подумайте о том, что будет, если контакты вы не дадите, но старательная девочка из HR найдет кому позвонить, а она найдет и что она о вас там услышит.

Василий Пупкин
Microsoft-Ukraine
директор по маркетингу
+380 (67) 123-45-67

Высшее образование

Мозоль современного общества.
С одной стороны если у тебя нет вышки, в некоторых местах с тобой даже говорить не захотят.
С другой стороны, парадоксально но факт. Образование не имеет ничего общего с реальностью. Из ВУЗ-ов страны ежегодно выходят сотни тысяч «дипломированных специалистов», годных разве что нажимать кнопку на ксероксе или подавать кофе на макдрайве.
Ни один ВУЗ нашей любимой родины не готовит мало-мальски хороших специалистов прямо на выходе. За то амбиции…

В общем, ваше образование, если в нем не фигурируют буквы МВА никому не интересно. Смело переносите его в конец своего резюме, просто напишите в строчку название ВУЗ-а, годы, полученную степень и специальность. Все.
Без разницы, какой диплом: красный или синий.

К примеру, так:

Образование:
1999-2004. Киевский Национальный Университет имени Тараса Шевченко. Степень магистра. Органическая химия.

У вас спросят его только для того, чтобы сделать ксерокопию для оформления на работу.
Ну может на собеседовании еще спросят, что заканчивали. У меня спросили 1 раз за несколько десятков собеседований в компании от Canon до Microsoft с 2006 по 2014 годы.

Личная информация

Для некоторых вакансий важны некоторые детали вашей личной жизни, к примеру, если работа подразумевает много командировок, наверняка посмотрят женаты вы или нет.
Наличие прав и личного автомобиля, конечно приятный бонус, но в реальности редко где важный.
Курите вы или нет, тоже не особо важно. Даже если вы очень гордитесь отсутствием вредных привычек.

Навыки владения компьютером, освоенные технологии, платформы и т.п.

Хотите узнать, какие слова чаще всего вызывают слезы умиления?
«Пользователь Word, Excel, Powerpoint и Paint»
Естественно, если вы устраиваетесь работать визуализатором, или занимаетесь монтажом видео, нужно указать платформы, которыми владеете.
Но в IT сферах и структура резюме немножко другая.
Но Word… Умение включить Word и набрать в нем пару строк - это великое достижение, да!
В общем, не смешите людей, пишите о том, что действительно важно

Хобби

Я не могу запретить людям писать о своих хобби, но часто это выглядит глупо.
Да, увлечения сноубордом или альпинизмом скрывать, пожалуй не стоит, часто это показывает внутреннюю энергию в человеке. Но всякие коллекционирования марок или макраме можно оставить для разговора с подружками.

К слову, науке известен случай, когда на должность директора представительства с ЗП 10.000$ выбрали из 4х равноценных кандидатов девушку, которая катается на сноуборде и слушает раммштайн. И именно сноуборд и раммштайн стали причиной, что выбор был сделан в ее пользу. Работодателю это показалось интересной комбинацией.

И последнее, вернее первое:

Контакты

С вами должно быть легко связаться:
Активный номер телефона
Мейл, который вы регулярно проверяете
Домашний адрес - это ваше личное пространство, достаточно указать город. ваше резюме может попасть куда угодно, не подвергайте себя и родных ненужным рискам.

Василий Пупкин
г.Киев
+380(50)123-45-67
vasiliy.pupkin@gmail.com

Кстати, о почтовых ящиках:
Заведите себе ящик типа имя.фамилия@gmail.com, не оставляйте имейлов типа laskoviy.kotik@chat.ru, они скажут о вас больше, чем все резюме вместе взятое.
Ну и, надеюсь, вам хватит ума не рассылать резюме с рабочей почты? ))

Структура получается такая:
Контакты
Основные профессиональные навыки и сертификаты (если есть)
Опыт работы (с указанием обязанностей и достижений, если имеются)
Личная информация, образование и т.п.
Список рекомендателей с контактами и указанием должностей
Вот как-то так.
Пример резюме, которое плохо сформатировано, но в принципе более менее похоже на хорошее по наполнению - по ссылке:
https://docs.google.com/document/d/132A9Ir5y8widerAfIO1GT2kWZbzEHHM43p1H443roYg/edit
Previous post Next post
Up