Dec 24, 2011 18:21
Существование божества по имени Радха кришнаиты подтверждают цитатой из «Бхагавата-пураны» (10.30.28):
anayārādhito nūnaṃ
bhagavān harir īśvaraḥ
yan no vihāya govindaḥ
prīto yām anayad rahaḥ
Перевод ISKCON: «Несомненно, эта гопи лучше всех поклонялась всемогущей Личности Бога, Говинде, так что Он, довольный Ею, бросил всех нас и уединился с Ней».
В самом стихе о Радхе нет ни слова. В авторитетных шастрах о Радхе также не говорится. Когда в шастрах выделяется одна из гопи, то при анализе татвы мы можем понять, что речь идет о Лакшми. Лакшми всегда присутствует в лилах Вишну, не исключение и враджа-лила. Лучшей из гопи во враджа-лиле и танце раса была именно Лакшми. И данный стих подразумевает именно ее.
Ни в шастрах, ни в трудах ваидиков, тем более вайшнавов, мы не встречаем упоминания Радхи.
ārādhito - поклоняем [ею - Лакшми].
Слишком наивно полагать, что здесь речь идет о Лакшми только потому что в слове звучит «rādh» и у слова «ārādhana» и «rādhā» один корень. Попытки считать любое однокоренное слово по семантике и татве несхожее с другим (зачастую вообще не имеющее отношения к тематике) чем-то явно указывающим на отстаиваемую идею.
Мы не знаем как звали Лакшми в кришна-лиле. По тем или иным причинам это от нас скрыто. Но из шастр мы знаем, что Лакшми всегда сопровождает Нараяну, будь это кришна-лила или рама-лила, или дварака-лила и т.д.
Радхарани поклоняются и почитают псевдовайшнавские секты, а в качестве праман божественности Радхи и ее существования, используются наиболее интерполированные источники, такие как «Падма-пурана» и др.
А вот оснований говорить о том, что Радхарани выше чем Лакшми, не существует вовсе. Кришнаиты возводят Радхарани чуть ли не вровень с Бхагаваном, его главной шакти, принижая положение Лакшми.
По большому счету, спорить о положении Радхарани, ее существовании/несуществовании, нет смысла, поскольку о Радха-татве шастры не говорят вообще, в отличие от Лакшми-татвы. Для межконфессионального диалога веры в слова «гуру» недостаточно. В этом суть.
Лакшми - высшая татва после Нараяны. Зачем спорить о теореме Ферма, если нет никаких представлений о «дважды два».
В поддержку Радха-татвы кришнаиты часто цитируют «Брахма-вайварта-пурану» и «Кришна-упанишаду» - источники сомнительной репутации, имеющие авторитет и хождение в псевдовайшнавских группах и течениях. Ачарьи и мыслители двух авторитетных вайшнавских традиций - шри- и татвавада-сампрадай никогда не цитировали «Кришна-упанишаду». Это говорит о том, что такой упанишады либо не было и она написана кем-то в достаточно позднее время, либо она не была авторитетной. Что касается «Брахма-вайварта-пураны», то пураническая литература претерпела серьезные искажения и интерполяции, поэтому стала зависимой от шрути. Праманы из пуран должны подтверждаться шрути-праманами. В шрути Радха-татва отсутствует.
Другой важный момент. Когда праманы приводят гаудии, праманы известные только им и больше никому, то это не вызывает доверия. Не существует праман для того, чтобы кого-то называть Радхой. В шастрах мы также не найдем праман, утверждающих, что какое-то существо превосходит Лакшми (не считая Кришны).
радха,
радхарани