Дикша и дикша-мантра школы Чайтаньи бесплодны? (ч. 1)

Dec 18, 2023 00:35


#bergstreisser #karl_bergstreisser karlindia bergstreisser.ru bergstreisser.com

Кришнаиты придают огромное значение ученической преемственности. Для них преемственность - это доказательство истинности и неизменности традиции. Школа Чайтаньи, по мнению преданных из гаудия-матхов и ISKCON, а также некоторых традиционных гаудийских парампар-паривар, связана со школой Мадхвы - таттвавадой.

По мнению Прабхупады, «правильный путь восприятия всех трансцендентных посланий - это получение их по цепи ученической преемственности, которая называется парампарой» (комм. к ШБ 1.3.42).

«Так, по цепи парампары, человек может получить изначальную духовную силу, исходящую от Верховной Личности Бога» (комм. к ШБ 8.15.28).

«Духовный учитель должен принадлежать к цепи ученической преемственности, ведущей начало от Кришны» (комм. к ШБ 3.29.17).



Бхакти Вигьяна Госвами - член GBC (орган, который руководит Международным обществом сознания Кришны) и бывший глава российского Общества сознания Кришны считает, что гуру-парампара является «инструментом для сохранения в неприкосновенности духовного знания в нашей традиции… Духовные учителя поддерживают первозданную чистоту духовного знания, не оскверняя его примесями кармы, гьяны и йоги… задача всех людей, присоединяющихся к этой гуру-парампаре, заключается в том, чтобы получить это знание из чистого источника… Господь Чайтанья является представителем Брахма-мадхва-сампрадаи, … Хотя, Господь Чайтанья и синтезировал философию четырех сампрадай (взяв из каждой по два принципа), Он должен был выбрать одну из них для Себя, чтобы не нарушить принцип преемственности. В Мадхва-сампрадае Его больше всего привлекло то, что Мадхавачарья ставил целью своей жизни уничтожение майавады… Поэтому практически каждый ачарья после Мадхавачарьи и, соответственно, после Чайтаньи Махапрабху, ставит одной из своих целей опровержение философии майавады» (Семинар «История вайшнавских сампрадай», Самара, 2000 г. (Диск 18, л. 3).

Бхакти Вигьяна Госвами сначала утверждает, что знание неизменное, а затем себя же опровергает - оказывается, знание-то можно изменять на своё усмотрение. Бхакти Вигьяна Госвами вероятно мало читал о традиции Мадхвы и самом Мадхве, да и работы Мадхвы видимо не читал. Учение Мадхвы, в первую очередь, это провозглашение верховного положения Вишну-Кришны и бхакти, как средства почитания Вишну. Борьба с майявадой - дело второстепенное.

Для кришнаитов важно и то, что гуру-парампара, как и сама гаудия-сампрадая связаны с одной из четырёх истинных вайшнавских сампрадай - а именно с мадхва-сампрадаей (она же двайта, она же таттвавада, она же школа Мадхвы). По этой причине кришнаиты называют свою традицию брахма-мадхва-гаудия-сампрадаей.

Пора задать единственно важный для интересующихся школой Чайтаньи: предоставляет ли гаудия-вайшнавизм рабочие инструменты для достижения заявленных целей кришнаитской духовной практики?

Настало время посмотреть на гаудия-вайшнавизм глазами самого гаудия-вайшнавизма, отталкиваясь от принимаемых учителями и ачарьями этой школы норм и принципов.

Гуру-парампара

При исследовании важно понимать и учитывать контекст. Контекстом являются исторические события XVI-XVIII вв., повлиявшие на самоидентичность последователей Чайтаньи; на их самоопределение, как они сами себя оценивают и кем себя считают.

В индуизме, состоящем из множества религиозно-философских школ и течений, традиция - она же школа, базируется на двух основных элементах - учении и парампаре, т.е. преемственности учителей. Учителя - это хранители традиции, которая продолжается в учениках. И так из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Истоки традиции, как считается, восходят к самому Богу. Парампара - лучшее средство сохранности учения.

Вопрос положения гаудия-сампрадаи напрямую связан с парампарой. Ученичество подразумевает посвящение в традицию. Посвящение в школе Чайтаньи и шире в разных формах североиндийских вайшнавских школ называется дикшей. Ритуальная часть дикши состоит в передаче учителем ученику мантры - дикша-мантры. Дикша - это таинство, поэтому посвящение происходит через нашёптывание мантры прямо в ухо ученика. Так устанавливается духовная связь между учителем и учеником, так продолжается гуру-парампара.

Гаудия-сампрадая состоит из множества парампар, которые стали активно разветвляться уже после смерти Чайтаньи. О представителях гаудия-парампар после Чайтаньи у нас больше информации, чем о представителях, живших до него. Чем древнее, тем меньше достоверной информации.

Таким образом, традиция, говоря о североиндийских вайшнавских школах, представляет собой гуру-парампару - преемственность учителей, передающих какое-то послание. Посвящение в традицию происходит через передачу дикша-мантры.

Сампрадая

Последователи Кедаранатхи Бхактивинода - реформатора гаудия-вайшнавизма XIX-XX вв., а также его сына - Бхактисиддханты Сарасвати и основателя ISKCON - Бхактиведанты Свами Прабхупады называют гаудия-сампрадаю «брахма-мадхва-гаудия-сампрадаей». В названии отражены ключевые звенья - Брахма и Мадхвачарья.



Мадхвачарья - основатель таттвавадыили двайта-веданты - южноиндийской вайшнавской школы XIII века. Её центр находится в Южной Индии, г. Удупи, штат Карнатака.



Гаудия-вайшнавы считают Кришну источником своей традиции и парампары, который передал сокровенное знание Брахме. Брахма - Нараде, Нарада - Вьясе, а тот уже Мадхвачарье. Ученики Мадхвы продолжили парампару.

Одним из видных мадхваитских религиозных и в некотором смысле политических деятелей в XVI веке - время жизни самого Чайтаньи, был Вьясатиртха (1460-1539). По мнению последователей Чайтаньи, Вьясатиртха является звеном их гуру-парампары и их же предыдущим ачарьей.



Учеником Вьясатиртхи, по мнению гаудия-вайшнавов, был Лакшмипати Тиртха, а его учеником стал Мадхавендра Пури. Мадхавендра Пури считается гаудия-вайшнавами первым гуру в сампрадае Мадхвы, представившим этой традиции чистые настроения преданности. Любимым учеником Мадхавендры, как утверждают гаудийские авторы, был Ишвара Пури - дикша-гурусамого Чайтаньи. Ишвара Пури инициировал Чайтанью дикша-мантрой, которая называется гопала-мантра.

Таким образом, непрерывная преемственность учителей школы Чайтаньи, опуская промежуточные и малозначительные для данной заметки звенья, идёт от Кришны через Мадхвачарью, Вьясатиртху, Лакшмипати Тиртху, Мадхавендру Пури, Ишвару Пури к Чайтанье. Учениками Мадхавендры были также Адвайтачарья и Нитьянанда - важные представители гаудия-вайшнавизма и современники Чайтаньи.

Дальше гаудия-парампара активно разветвляется. А в XIX-XX вв. появляется ещё одно ответвление от традиционного гаудия-вайшнавизма. Родоначальником его стал Бхактивинод Тхакур. Его дело продолжил сын - Бхактисиддханта Сарасвати - основатель Гаудия-матха. Потом и эта ветвь разделилась на несколько гаудия-матхов. Одним из ответвлений Гаудия-матха стало Международной общество сознания Кришны (ISKCON), основанное в 1960-х годах Бхактиведантой Свами Прабхупадой.

Последователи Чайтаньи, а также некоторые другие вайшнавские течения Северной Индии, убеждены в том, что они являются одной из четырёх вайшнавских сампрадай, которые образуют их гуру-парампары.



Действительно ли гаудия-вайшнавизм является частью сампрадаи Мадхвы? Почему именно четыре вайшнавских сампрадаи, если их в реальности намного больше? Кто вообще придумал идею о четырёх вайшнавских сампрадаях?

iskcon, Вишну, парампара, Кришна, #karl_bergstreisser, мадхваиты, Мадхва, гаудия-вайшнавизм, Бхагаватам, исккон, #bergstreisser, а.ч. бхактиведанта свами прабхупада, гаудия сампрадая

Previous post Next post
Up