Памяти отца Павла АдельгеймаВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Сегодня мы собрались вспомнить наших близких, отошедших в вечную жизнь. День этот связан для нас с печалью разлуки. А для них - праздник встречи с теми, кого они любили на земле, кто о них помнит и молится.
Праздники бывают разные. Одни имеют случайное установление и надуманное содержание. Например, 1 января или 8 марта. Почему Новый год празднуют 1 января, а не в другое число? Как Женский день связан с 8 марта? Это случайные установления. Праздники эти условно установлены и неопределенны по содержанию.
Другое дело - дни поминовения усопших. Поминовение вырастает из внутренней потребности. Почитание предков - древнейшая человеческая интуиция. Оно уходит в такое далекое прошлое, о котором свидетельствуют одни лишь камни археологических находок. Почитание предков значимо в христианстве, значимо в примитивных религиях наших дней, значимо для людей, не верующих в Бога и в вечную жизнь. Неверующие ставят памятники, зажигают вечный огонь на могилах, приносят цветы. Почитание умерших - потребность человеческой природы, из которой вырастает религиозное благоговение. Родительская суббота выражает глубочайшую человеческую потребность в общении с умершими предками. В православном богослужении есть несколько поминальных дней: Троицкая родительская суббота, дмитровская родительская суббота, радоница, пасхальное поминовение усопших, Усекновение главы Иоанна Крестителя, когда молятся о воинах, сложивших головы на поле брани, субботы Великопостные и сегодняшняя суббота Мясопустная.
Среди поминальных дней года Мясопустная суббота имеет самое древнее установление. Остальные памятные дни связаны с русской историей. Богослужебный чин Мясопустной субботы сложился в раннехристианские времена. Поминовение усопших, для которого собирает нас Церковь в Мясопустную субботу, обнаруживает человеческую потребность в общении с усопшими. Мы похожи на своих родителей, несем в себе характерные черты их облика и характера. Они продолжают жить в нас. Они дали нам нравственные и религиозные понятия. Через них мы приобщены к христианской культуре. У нас с ними один духовный мир. И земля у нас общая. Вся Земля - великая общая могила наших предков. Ее верхний слой - милый сердцу прах. Мы сами некогда ляжем в землю. Наше тело истлеет и войдет в круговорот природы, чтобы питать растения, деревья для наших правнуков.
Память связывает нас. Она воскрешает образы ушедших. Она сберегает в нашем сознании корни нашего бытия. Но память наша пассивна. Она способна оживить всего лишь наши чувства к умершим. Наша память ничем не может помочь им, ничего им не дает. Есть другая связь живых с умершими - действенная. Это молитва. Она открывает умершим жизнь, ибо вводит в иную память, не человеческую. Она ведет в Память Божию, которую мы зовем вечной памятью. Мы все живем Памятью Божией. Существует лишь то, о чем Бог помнит. «Мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28). Эта вечная Память Божия хранит всех христиан, живых и умерших. Чтобы попросить у Бога вечной памяти для наших близких, мы собрались сегодня. «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим и сотвори им вечную память».
Суббота мясопустная 1987 г.
Posted by
Виктор Яковлев on
10 фев 2018, 11:28