Оригинал взят у
la_gatta_ciara в
Четыре Ромео, четыре Джульетты. Классика на экране частый гость. И не только
русская. Теперь "замахнулись на Уильяма, нашего, Шекспира" и его бессмертное произведение "Ромео и Джульетта". Предлагаю вспомнить три самые известные киноверсии этой романтической пьесы (почему экранизаций три, а в заголовке героев четыре - читаем ниже).
1. "Ромео и Джульетта" 1936 года.
Я назвала бы эту экранизацию забавной. Дело в том, что главные роли Ромео и Джульетты, в фильме исполнили далеко не юные артисты: 42-летний Лесли Ховард (знакомый нам по фильму "Унесенные ветром", в котором он сыграл Эшли Уилкса) и 35-летняя Норма Ширер, супруга влиятельного продюсера кинокомпании МГМ Ирвинга Тальберга (что, впрочем, ей не мешает быть одной из самых любимых мною актрис того времени, я писала про нее в
посте про фильм "Мария-Антуанетта").
Ну и уже никого не удивит, что Меркуцио, сыграл совсем не юный, 54-летний Джон Бэрримор (дедушка Дрю, которого из-за его беспробудного пьянства не раз хотели снять с роли), а Тибальта - 44-летний Бэзил Рэтбоун.
Ромео и Меркуцио - в перерыве, разумеется, между съемками., вы же понимаете, что "во времена Шекспира не было сигарет «Друг», не было!" (с.)
Считается, что именно такой "пенсионный" кастинг не понравился зрителю. Посмотрите ниже на фото, это актеры на читке сценария))
Продюсер (Ирвинг Тальберг) и режиссер (знаменитый Джордж Кьюкор) хотели сделать картину как можно более аутентичной (насколько, конечно, это позволяли эстетические каноны Голливуда 30-х гг). В Верону отправилась творческая группа, чтобы сфотографировать город, а художественный отдел "прорабатывал" картины Боттичелли, Беллини, Карпаччо и Гоццоли. Поэтому неудивительно, что в качестве источника вдохновения для костюмов сцены с принцем Вероны и его свиты послужила фреска Гоццоли "Шествие волхвов", а платья Нормы Ширер были придуманы под впечатлением от картин: Фра Анджелико "Благовещение", Микеле да Вероны "Обручение" и Боттичелли «Рождение Венеры».
Норма Шерер с консультантом фильма, призванного следить за правильностью текстов.
Создание костюмов было поручено английскому художнику Оливеру Месселу после того, как режиссер фильма Кьюкор увидел его работу в фильмах "Алый первоцвет" и "Частная жизнь Дон Жуана".
Оливер Мессел
Мессел с удовольствием окунулся в работу, но, вернувшись в Голливуд, обнаружил, что все костюмы уже разработаны главным (и любимым) дизайнером MGM Гилбертом Адрианом. Как уж там все разрешилось - неизвестно, но в титрах указаны оба художника.
Милая деталь: после фильма, в моду вошла шляпка - «джульетка».
К сожалению, премьера фильма в Лос-Анджелесе состоялась в ночь смерти Тальберга 14 сентября 1936 года. Диктор радио даже побоялся брать интервью у звезд в прямом эфире - актеры были так убиты горем, что репортер опасался, как бы они не разрыдались, поэтому он просто объявлял по прибытии их имена (много ли на свете продюсеров, по которым бы так рыдали актеры и члены съемочной группы? Мне не повезло, я, пожалуй, таких не знаю).
2. «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли (1968 год).
Это моя самая любимая экранизация.
Главные роли в этом фильме известного итальянского режиссера
Франко Дзеффирелли исполнили 16-летняя Оливия Хасси
и 17-летний Леонард Уайтинг.
«В те годы мир молодых неудержимо вырвался на волю. То, что я только кожей ощущал в 1960 году, стало реальностью. Это были годы кипучей свежей энергии, новая английская культура прокладывала путь всему миру и находила ответы на вопросы, которые настойчиво задавало подросшее поколение. Музыка, «Битлз», миниюбки. Отношение отцов и детей стремительно менялись, молодежь становилась главным действующим лицом истории и подталкивала к переменам старших», - писал Дзеффирелли в своей "Автобиографии".
Художник по костюмам
Данило Донати сделал для фильма потрясающие костюмы (и получил за эту работу Оскар). Они раскрывают драматургию фильма через невероятные фактуры и объемы. Про мастерские "Дом искусств Черрателли", где делали эти костюмы я уже писала
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/123766.html
Мой же самый любимый костюм - это погребальное платье Джульетты, словно осыпанное слезами - мелкими жемчужинками.
Уровень этой экранизации настолько высок, что ни одна последующая не смогла к ней даже приблизиться. Думаю, не ошибусь, если назову этот фильм киношедевром. (Энни Лейбовиц вдохновилась им для своей известной фотосессии
http://la-gatta-ciara.livejournal.com/12565.html)
3. «Ромео + Джульетта» 1993 года.
Еще одна известная попытка перенести на экран "повесть, печальней всех на свете" - теперь, от База Лурмана.
Актеры в фильме были еще вполне юного возраста: Леонардо Ди Каприо, сыгравшему Ромео, было 22 года, а Клэр Дэйнс - Джульетте - 17 лет.
Лурман, приступая к съемкам, также, как и Дзеффирелли, хотел, чтобы фильм был понятен современной молодежи, но он смело пошел дальше - снял экранизацию в современных костюмах и декорациях.
В качестве художника по костюмам в фильме дебютировала Ким Барретт.
Меня это удивило, потому что в последние годы у Лурмана художником по костюмам постоянно работает его супруга Кэтрин Мартин, а оказывается, так было не всегда. Кэтрин на "Ромео и Джульетте" работала только в качестве художника-постановщика (на
"Великом Гэтсби" она была и художником по костюмам, и художником-постановщиком).
Любопытно, но вы можете увидеть обеих барышень, Ким и Кэтрин, в небольшом эпизоде - они снялись в качестве служанок, помогающих одеться матери Джульетты в маскарадное платье.
В костюме горничной - художник по костюмам Ким Барретт
А тут слева - художник-постановщик Кэтрин Мартин
Ким Барретт вспоминает: "Ромео и Джульетта были для нас самыми сложными персонажами. Каждый человек имеет свое собственное представление о них.
На Ди Каприо, кстати, синий костюм от Prada.
У костюмов Ромео голубые и серебристые цвета, а Джульетта носит белые платья: я думала, что они, в некотором смысле, призраки, чья власть над жизнью является наиболее слабой".
Еще интересно Ким рассказывает о работе над образом Тибальта.
Лурман известен своей любовью к модным брендам: марка Dolce&Gabbana идеально вписалась в стиль Капулетти.
"В пьесе Шекспира к Тибальту обращаются, как "кошачий принц" и "кошачий царь", намекая на его быстрое, дикое, смертельное мастерство владения мечом".
Тибальт: Что, собственно, ты хочешь от меня?
Меркуцио: Одну из твоих девяти жизней, кошачий царь, в ожидании восьми остальных, которые я выколочу следом. Тащи за уши свою шпагу, пока я не схватил тебя за твои собственные! (пер. Пастернака)
Лурман сохранил текст оригинала, но он также хотел его визуализации. Ким обула Тибальта в "казаки", украшенные на каблуках серебряной чеканкой с изображением кошки.
Его одежда имеет грациозные, мягкие линии, а плюшевая фактура тканей напоминает блеск кошачьей шубки.
Да и что говорить, костюмы в фильме прекрасно раскрывают характеры персонажей, рассматривать их одно удовольствие. И спасибо Базу Лурману: хотя он больше не зовет Ким в свои фильмы (это и понятно, его жена прекрасно справляется одна и с костюмами и декорациями), но зато теперь Барретт - любимый художник по костюмам режиссеров брата и сестры Вачовски ("Матрица", "Облачный атлас" и др.).
И последняя экранизация: "Ромео и Джульетта" 2013 года.
Этот новый фильм режиссера Карло Карлея я еще не видела. Но знаю, что сценарий написал любимый нами Джулиан Феллоуз - автор сценария и идеи сериала "Аббатство Даунтон".
Художник по костюмам - Карло Поджоли.
В главных ролях: Дуглас Бут (21 год) и Хейли Стайнфелд (16 лет).
эскизы костюмов К. Поджоли
Главная интрига этих костюмов - кристаллы фирмы Swarovski.
Драматическая история первой любви, воспетая Шекспиром, всегда будет востребована кинематографистами, так что, вряд ли эта экранизация станет последней. Ну а для нас это еще один повод полюбоваться красивыми костюмами в стиле "Ренессанс", не так ли?
И немного ссылок, вдруг кто захочет прочитать про костюмы подробнее (но по-английски)
Видео взято отсюда
http://style.mtv.com/2013/10/10/romeo-and-juliet-costumes/http://www.romeo-juliet-club.ru/cukor1936.html#Сценографияhttp://www.clairedanes.com/rjintro.htmlhttp://www.irenebrination.typepad.com/irenebrination_notes_on_a/2011/03/that-oliver-messel-touch.html