О религиозном утешении сознания.
Что такое душа? Какова природа сознания? Есть ли БОГ? Эти вопросы не решены ни одной религиозной сектой. Ни христианской, ни мусульманской, ни иудейской, ведической или буддийской. Претендуя на некие сакральные знания, на деле все религии предлагают верить в некие нерушимые священные догмы (у каждой религии свои), и "довериться сердцу, а не разуму, поскольку бог непостижим материальными чувствами". А почему непостижим? - Так говорят священные писания, которым призывается слепо верить. Потому что они даны свыше. В это тоже предлагается слепо верить.
И другой лагерь -ученые - лишь только только начали подбираться к природе человеческого сознания. Просты эти вечные вопросы лишь для простых незатейливых людей. Которые верят в любые сказки, лишь бы было не так страшно перед уходом в неизвестное никуда. Наивная вера в антропоморфных и зооморфных богов, отрицание эволюции жизни и вселенной - все это называется механизмом социального утешения. Когда на все сложные вопросы есть простые, ясные, неправильные ответы. Если кого-то такой механизм утешает - пусть он будет утешен.
В широком смысле утешением можно назвать всякое воздействие на человека, способствующее снятию отрицательных переживаний и преодолению душевных конфликтов. В основу утешения могут быть положены различные идеи и представления. Так, утешение может опираться на трезвый, объективный подход к тем или иным проблемам и противоречиям, что помогает найти реальные пути решения жизненных проблем, активизирует человека, внушает ему уверенность в своих силах. Но существует и утешение иного рода, идейной основой которого являются иллюзии, ложные представления о мире и человеке. Такое утешение переносит решение проблем в сферу фантастических представлений, обрекает человека на пассивное ожидание «милости божьей». Именно таковым и является религиозное утешение.
В чем основные особенности религиозного утешения? Во-первых, религия утешает, поскольку формирует верования, в которых содержатся идеи и представления, дающие ложное, иллюзорное решение реальных проблем и противоречий человеческой жизни. В монотеистических религиях, к примеру, подобную роль играет идея загробного воздаяния. И христианство, и ислам учат, что праведник, выполняющий все нормы и предписания религии в течение всей своей жизни, получит воздаяние после смерти: его ожидает райское блаженство. В христианском вероучении особенно ясно проявляется социально-классовая подоплека этой идеи: оно учит, что страдания в земной жизни необходимы и даже благотворны, поскольку они являются гарантией потустороннего спасения. В буддизме компенсирующую роль играет учение о карме - сверхъестественном законе, согласно которому перерождения живых существ зависят от их поведения в земной жизни, и учение о нирване как о некоем высшем состоянии, освобождающем человека от дальнейших перерождений, сопряженных со страданиями.
Во-вторых, религиозное утешение реализуется и на уровне функционально-психологическом. Религия утешает не только благодаря тому, что внедряет в сознание людей определенные идеи и представления, но и потому, что в своеобразной форме удовлетворяет некоторые объективные психологические потребности людей, формирует определенные психологические состояния или своеобразные «динамические стереотипы» психической жизни, которые в системе религиозного сознания приобретают специфическую направленность, отвлекая людей от окружающего их реального мира. К числу «динамических стереотипов», свойственных психике верующих, можно отнести так называемый религиозный катарсис, психологические процессы, лежащие в основе религиозной исповеди, а также религиозную медитацию.
Это как наркотик, принятый перед смертью, чтобы было не так страшно.