Как россиянка стала тетей Йоко Оно и Японию на скрипке играть научила

Jan 21, 2016 11:19

Взято http://blog.beinenson.news/2016/01/21/ono_bubnova_yaponia/

Из-под «крыла» Анны-сан, как стали в Японии называть русского преподавателя Анну Бубнову, вышла целая плеяда всемирно известных японских скрипачей.



Какую огромную роль в жизни людей порой играет случай! Не повстречай юная Аня Бубнова молодого японского студента Сюнъити Оно, кто знает, как бы сложилась ее дальнейшая судьба. Но расскажем обо всем по порядку.

14 марта 1890 года в семье потомственных дворян, ведших свою родословную от приехавшего в Россию из Швеции еще в XVII веке Гавриила Вульфа, родилась третья дочка. Нарекли ее Анной - в честь матери, Анны Николаевны, которая обладала незаурядными музыкальными способностями, играла на фортепиано и занималась вокалом. Свою любовь к искусству она передала детям: Мария, старшая, стала пианисткой, Варвара - художницей, а Анна избрала скрипку. Заниматься музыкой она начала в десять лет, а в четырнадцать поступила в Петербургскую консерваторию, которую в то время возглавлял сам Глазунов. Аня попала в класс профессора Налбандяна. Среди его учеников звезды мировой величины - Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист и Михаил Эрман. В 1913 году Анна занялась исполнительской деятельностью. На одном из ее концертов и произошла первая встреча с японским студентом-зоологом Сюнъити Оно.

Это было в 1915 году, когда бушевала первая мировая война. На благотворительном концерте, сбор от которого шел в пользу раненых солдат, Анна играла вдохновенно, и публика встретила ее выступление бурной овацией. Сюнъити, который увлекался классической музыкой, был потрясен искусством молодой скрипачки. Но их личное знакомство произошло через два года, когда их представили друг другу общие приятели. А 24 февраля 1918 года молодые люди обвенчались в Спасо-Преображенском соборе Петербурга. То были смутные времена первых лет революции, и супруги решили переехать на родину Сюнъити.

Япония поначалу поразила Анну своей необычностью. Все было не так, как в России. И дома, и их интерьер, и долгие сезоны дождей. Но ко всему этому можно было притерпеться, а вот отсутствие привычной ее уху музыки, в мире которой Анна всегда жила, огорчало. Анна Дмитриевна стала посещать православный собор Воскресения, где подолгу слушала церковное пение.

У японцев не принято было учить детей ни скрипке, ни фортепиано, и Анна Бубнова-Оно решилась на эксперимент, закончившийся тем, что ее стали называть «матерью японских скрипачей». Сначала было несколько учеников, затем их число стало расти. Постепенно образовался небольшой музыкальный кружок. Позже он превратился в культурное общество под названием «Лулило», что на языке эсперанто, которым увлекался Сюнъити, означает «колыбель».

«Лулило» и в самом деле представляло собой колыбель, из которой вышли люди, впоследствии внесшие большой вклад в развитие культуры Японии. Из-под «крыла» Анны-сан, как стали называть русского преподавателя японцы, вышла целая плеяда скрипачей. Среди них Нэдзико Сува и Мари Ивамото - имена, известные ныне всему миру. Всего же ее школу прошли около двух тысяч детей.

В 1922 году в Японию по приглашению Анны приехала ее младшая сестра Варвара, да так и осталась на долгие годы в этой стране. Она охотно помогала Анне в ее просветительской деятельности, преподавая участникам кружка «Лулило» иностранные языки. А потом Варвара Дмитриевна с головой ушла в изобразительное искусство.

25 марта 1933 года в жизни Анны Бубновой произошла страшная трагедия. Из-за аппендицита в возрасте 14 лет скончался ее единственный сын Сюнтаро, в воспитание которого она вкладывала всю душу и сердце. Мальчик был исключительно одаренным. К двенадцати годам он уже стал первой скрипкой в самом известном оркестре Японии.

Мать собиралась направить его в Америку к своему товарищу по учебе в Петербурге Ефрему Цимбалисту для совершенствования мастерства. Все уже было готово к отъезду, когда неожиданно случилось непоправимое. Долгие дни проводила Анна Дмитриевна у могилы сына на фамильном кладбище семьи Оно в пригороде Токио. Но беда не приходит одна. Сюнъити воспитывался и жил в патриархальном обществе, взращенная на идеях эмансипации Анна доставляла ему слишком много проблем. Это и послужило поводом к разрыву. Но вот что интересно: после развода бывшие супруги сохранили друг к другу чувства взаимной симпатии и уважения.со смертью сына кончился и брак с Сюнъити, сохранявшийся в последние годы только ради ребенка. Сюнъити вскоре женился вторично на японке Намико. Впрочем, бывшие супруги сумели сохранить теплую дружбу - Анна делила кров с новой семьей своего бывшего мужа еще 27 лет. Она продолжала преподавать музыку (среди учениц была и племянница по мужу Йоко Оно, впоследствии жена Джона Леннона), писать учебники, воспитывала маленького сына Намико и Сюнъити, пережила вместе со своими близкими и войну, и голод, и бомбардировки Токио…

Рожденного Намико сына Юго Анна Дмитриевна любила как собственного ребенка. Она крестила его в православной церкви, а по воскресеньям водила на церковную службу. Родители мальчика не были христианами, и то, что они предоставили религиозное воспитание сына Анне, говорит об их глубоком доверии к ней. Будучи взрослым, Юго написал о своей крестной матери очень теплые воспоминания. Когда Сюнъити умер в 1958 году, у его гроба стояли рядом Анна и Намико. Это было прощание не только с мужем и другом, но и с Японией, где Бубнова провела долгих сорок лет.

Вслед за сестрой Варварой, которая покинула Японию в 1958 году, через два года на родину вернулась и Анна Дмитриевна. Они жили в Сухуми у старшей сестры Марии, которая все это время оставалась в СССР. Здесь сестры не прекращали своей педагогической деятельности. Помимо работы в Сухумском музыкальном училище, Анна Дмитриевна не отказывалась заниматься с детьми, консультировала взрослых музыкантов, своих бывших студентов.

«Главная причина моего возвращения заключается в том, что Советский Союз - моя родина. Как бы ни привыкла я к Японии, каким бы вниманием и заботой меня здесь ни окружали, все-таки Япония не моя родная страна. Поэтому я решила вернуться домой и работать там на благо моей родины… Но я никогда не забуду Японию, ее прекрасные пейзажи и, самое главное, ее сердечных людей».

Анна Бубнова-Оно о своем возвращении в СССР

Сегодня все три сестры покоятся в абхазской земле, на старом сухумском кладбище. Память о них жива и в России, и в Японии. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в Стране восходящего солнца ученики Анны Бубновой организовали Общество памяти Анны Оно и дважды в год проводят памятные концерты.

Русский мир, музыка

Previous post Next post
Up