…Все началось с истории, поведанной Константином Рыбалко. Костя родился и жил в селении Белая Речка, пригороде Нальчика, в те же годы, что и один из нас - хорошо знали друг друга, общались. И не только в детстве, но и впоследствии - в годы учебы в Кабардино-Балкарском университете, после его окончания, когда Рыбалко работал ветеринарным врачом в одном из хозяйств республики.
Знакомство со вторым из авторов состоялось в конце семидесятых годов прошлого века - в республиканской молодежной газете. Костя - заядлый любитель природы, знаток горных ущелий - пришел в редакцию с материалом о достопримечательностях республики. После небольшой правки его опубликовали. За этой заметкой последовал целый ряд других - о встречах с животными, обитателями гор и лесов республики.
Но одна из статей - «Тайна каменной плиты» - была отвергнута по причине своей фантастичности. И была опубликована уже в перестроечные времена газетой «Кабардино-Балкарская правда» (1984, 22 июня).
Суть того материала в следующем. В предгорьях Скалистого хребта Константин наткнулся на гладкий четырехугольный камень: плиту размером приблизительно метр на метр или чуть меньше и толщиной сантиметров десять.
Отодвинув плиту, под ней увидел отверстие: глубина около метра, а справа - ступенька и темнота. Заметил еще ступеньки и ход, который расширялся ко дну. И стены, и ступеньки обтесаны, как плиты. На четвертой ступеньке можно было стоять уже в полный рост. Зажег одну из нескольких оставшихся у него спичек (до этого Костя долго плутал в тумане да к тому же под моросящим дождем), увидел перед собой узкую каменную лестницу, крутые ступеньки, которые вели вниз. Зажег еще одну…
На десятой ступени остановился. Идти дальше не хотелось: чернильная темнота казалась бесконечной.
Зажег одну из последних спичек, повернул назад. Увидел - на стене что-то выбито: то ли буквы, то ли знак какой-то. Спичка погасла, так толком и не рассмотрел, что там было. Рукой нащупал какие-то линии. Больше спички расходовать не стал. Только и сделал, что бросил небольшой камешек, который долго-долго летел вниз, подпрыгивая по ступенькам.
Задвинул плиту на место. Думал, обязательно еще придет сюда. И, взвалив на спину рюкзак, пошел по гребню, так и не поняв, что это за плита, что за лестница. Кто ее вырубил, для чего и за какое время в монолитной скале?
Много лет прошло с того памятного дня. Но это место все годы не давало Константину покоя. Ходил туда много раз, но так и не нашел его вновь. Оно исчезло, словно привидение, ведь в горах столько склонов и заваленных плоскими камнями гребней...
Вот такой материал. Подтверждение тому, что он был основан на реальных впечатлениях, мы получили от жителя Белой Речки Хусейна Бабаева, исходившего окрестности Нальчика вдоль и поперек, кстати говоря, друга Рыбалко. Константин приглашал Хусейна принять участие в совместных поисках, долго уговаривал, раз даже уговорил, но не сложилось - что-то помешало, а потом Рыбалко уехал из республики в поисках лучшей доли.
Историю о таинственном склепе, расположенном где-то в предгорьях Скалистого хребта, мы слышали не только от Константина Рыбалко. По большому счету наши разыскания, легшие в основу материала «Говорящие мумии» («Газета Юга», 2005), посвящены именно высокогорному склепу - «подземной храмине», как его называют в своих рапортах, датированных 1767 годом, царские чиновники. Храмине, в которой эль-тюбинскими (верхнечегемскими) пастухами были найдены (и забраны, несмотря на мистическое предостережение) золотые изделия, повлекшие за собой смерть не только грабителей, но и членов их семей.
…История эта не давала покоя не только нам, но и учителю истории школы селения Эль-Тюбю, краеведу Исхаку Газаеву, человеку, который кропотливо собирал любые сведения о прошлом родных ему мест не только из книг, но и из рассказов старших, из устных преданий и героических песен. Исходил все окрестности, пытаясь выстроить картину жизни ущелья в далеком времени.
Он не уставал от наплыва гостей, которым надо было рассказать обо всем интересном и значительном. Обязательно о «Великом шелковом пути», шедшем через перевалы Думала и Актопрак, о рукотворном чуде Эль-Тюбю - лестнице «Бетикле», о христианской обители, находившейся внутри громадной скалы, нависшей над речкой Зылгы…
Именно Исхак загорелся нашей историей и стал, начиная с лета 2008 года, планомерно заниматься поисками таинственного подземелья. Он определил ущелья, которые надо осмотреть в первую очередь и обошел их одно за другим. Он расспрашивал односельчан, охотников и пастухов, пытаясь свести воедино сведения разных людей, с надеждой обрести хоть какой-нибудь ориентир. Надежда появилась летом 2009 года, во всяком случае, повод говорить об этом позволяет тот факт, что Исхак посоветовал нам приобрести прибор для определения аномалий грунта - пустот и подземных ходов. Мы даже не знали, где искать данный прибор, у кого попросить, на каких условиях воспользоваться. Дело затянулось, тем более, что Исхак ничего конкретного не говорил.
Аппарат мы так и не нашли, когда в конце лета 2009 года раздался телефонный звонок и Исхак попросил приехать: ему кажется, что он нашел или само подземелье, или что-то похожее на него. «Жду вас в субботу, сказал учитель, так как в четверг приедут с местного телевидения снимать фильм об ущелье»... ... На следующий день он вместе с Исмаилом Жеттеевым проводил экскурсию для телевизионщиков. Был добрым. Был ярким рассказчиком. Был... потому что вечером ему стало плохо. «Скорая» отвезла его в чегемскую райбольницу. А через сутки он покинул наш мир.
…Казалось, на этом история с мифическим подземельем завершилась, так как Исхак, как мы выяснили, своими находками ни с кем не делился, в каком направлении осуществлял поиски не рассказывал. Известно было только одно: далеко от селения он не отходил, следовательно, если и сохранилась «подземная храмина» (та, которую видел Константин Рыбалко, или какая-то другая), то она располагается где-то поблизости от Эль-Тюбю.
И вот совсем недавно в издательстве появился сравнительно молодой человек с красным обветренным лицом и мозолистыми руками, в которые буквально-таки въелась земля. Оказалось, он читал наш материал о чегемских мумиях, долгое время занимался поисками подземелья. И самое главное - нашел! Только вот что?
Из рассказа незнакомца вырисовывалась такая картина - вместе с товарищами они нашли выдолбленное в скале подземелье, в которое ведут узкие ступеньки. Спустившись метра на три с половиной-четыре, обнаружили коридор, ведущий куда-то в сторону, но путь в него преграждал завал. Завал этот они смогли, правда, с превеликим трудом, преодолеть, расчистив его, но обнаружили, что впереди еще один. Он большой, метров шесть, сказал наш гость.
И эта точная цифра в обозначении длины завала несколько насторожила: может быть, ребята и его раскопали? Уж очень натруженными были руки у парня. Тогда что там увидели землекопы? Ведь наш собеседник не сообщил ничего конкретного, не рассказал ни о каких находках. Только пообещал, что когда они пройдут все подземелье, он обязательно сообщит нам об этом. А может и покажет. Но так и не перезвонил.
Блефовал ли наш третий рассказчик? Опять же: для чего, с какой целью и по какой причине? Неясным осталась и цель его прихода. Одни вопросы. И тайна подземелья, вырубленного в высокогорье, по-прежнему оставалась недоступной нам.
Но тут произошла еще одна встреча - с человеком, который немало лет отдал поиску артефактов, коими так богата земля нашей республики. «А вы знаете, что нечто подобное - пещеру, подземелье - искали и члены гитлеровского общества «Аненербе»? Более того: были уверены, что такая пещера на Кавказе есть; и одно из возможных мест ее нахождения - Кабардино-Балкария».
Тема мистического интереса Гитлера к Тибету, Кавказу общеизвестна. Мы сами посвятили ей немало страниц, опубликовав в местной (Газета Юга, 2005) и центральной («Аргументы и факты», 2006) материал о так называемом «немецком аэродроме», что в Северном Приэльбрусье. Но такой поворот даже нас озадачил. Но фотографии с датами и предваряющей их гитлеровской свастикой не настраивали на шутейный лад. Впрочем, об этом надо вести отдельный разговор…