Часть третья
Мы остановились на том, что возможно перед нами земледельческие террасы.
Террасное земледелие означает расположение культивируемых полей на нескольких уровнях гор в виде широких ступеней. Культура эта является одной из особенностей традиционного природопользования. Считается, что возникла она на Ближнем Востоке, распространившись впоследствии по так называемому золотому поясу древних земледельческих цивилизаций, опоясывающему «земной шар и образуя концентрированные очаги гигантских террасных лестниц в Ливане, Йемене, на Филиппинах, в Сычуане и других горных провинциях Китая, Перу, Боливии и т.д.».
Более того, «из всех известных следов деятельности человека на земной поверхности террасирование полей является наиболее глубоким и обширным». Этот метод использовался в Южной Америке еще со времен древнейших индейских государств, в древних Вавилоне, Риме, Англии (терраса называлась lynch). Особенно широко было распространено террасное земледелие на Кавказе.
В Кабардино-Балкарии земледельческие террасы встречаются повсеместно на среднегорных плато и на склонах горно-долинных котлованов, где они располагаются амфитеатрами. Представляют они из себя небольшие площадки, размежеванные травянистыми сенокосными склонами (их называют «откосами»). Всех интересующихся этой темой отсылаем к одному из наиболее информационно насыщенных трудов в данном направлении - докладу М. К. Гегешидзе «Террасное земледелие на Кавказе», сделанному на седьмом конгрессе антропологической и этнографической наук (Москва, 1964).
Когда же оно возникло в наших краях, каким образом развивалось? Ответить на эти вопросы поможет статья Д.С. Коробова и А.В. Борисова «Древнее и средневековое земледелие в Кисловодской котловине», основанная на исследованиях, проведенных в 2005-2011 годах Кисловодской экспедицией Института археологии совместно со специалистами Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН неподалеку от наших мест.
Были выработаны две основные точки зрения «на время возникновения и функционирования этого агрокультурного феномена: 1) террасные комплексы в окрестностях Кисловодска были созданы в IV-II тыс. до н. э. населением, оставившим памятники майкопской культуры; 2) террасы создавались аланским населением эпохи раннего Средневековья и являются следами их сельскохозяйственной деятельности».
На взгляд авторов статьи, главным аргументом в определении времени создания и функционирования разных участков земледелия «является присутствие в погребенной почве и пахотных горизонтах фрагментов керамики, очевидно попадавших туда при внесении удобрений. Предварительный анализ более 3100 фрагментов показывает, что террасы первого типа создавались во время существования кобанской культуры».
Напомнив, что кобанская культура - это археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового (XIII/XII - IV вв. до н. э.) и железного веков (VII - III вв. до н. э.), представители которой проживали по обе стороны от Большого Кавказского хребта, мы получаем ответ, когда именно началось террасное земледелие на Кавказе.
Один из самых поразительных комплексов террасного земледелия с левой стороны селения Бедык, что в Баксанском ущелье. Один взгляд на него вызывает удивление: насколько пропорционально относительно друг друга расположены земляные террасы, как они соразмерны с окружающим ландшафтом и идеально вписываются в него, как функциональная принадлежность не противоречит внешней красоте, а наоборот - подчеркивает ее.
Это не просто террасное земледелие, ставящее своей целью поставить на службу человеку каждый маломальский пригодный участок в горах, а настоящее произведение ландшафтного искусства, в котором создатель (а его без всякого преувеличения можно назвать подлинным дизайнером) достиг непревзойденных вершин.
А если к этому еще добавить, что все террасы были орошаемые (для чего использовался стекающий с гор водяной поток), что система тропинок соединяла разные уровни этого агрогородка, что контуры, расположенных посредине холмов доведены до идеальных форм, то возникает желание поклониться труду и творчеству живших здесь некогда людей.
Кто они были, когда обитали в этих местах остается по большому счету неизвестным. Вот что отмечал русский путешественник В. Я. Тепцов в работе «По истокам Кубани и Черека» (1892): «Христиане, обитавшие в долине Баксана, во всяком случае не были кочевниками; об оседлости их достаточно свидетельствуют и развалины церквей, и сами кладбища. Они были народом культурным, что видно из остатков в могилах, занимались хлебопашеством и проводили оросительные каналы с большим искусством. Остатки таких каналов хорошо сохранились».
«Предки нынешних горцев, писал фольклорист Евгений Баранов, по преданиям, заселяя горы, застали туземцев уже занимающимися земледелием. С тех пор прошли целые века до настоящего времени, а характер земледелия в горах почти не изменился».
Вернемся к нашей возвышенности. Внимательно изучив ступени (дороги), имеющиеся на ней, мы пришли к единодушному мнению, что к террасному земледелию они не имеют никакого отношения. Кроме того, на самом холме отсутствует даже намек на воду, без которой земледелие невозможно.
И что тогда получается? Ответа с какой целью сооружены (а это именно так) означенные ступени (это определение мне ближе) мы не нашли. Как и вентиляционную шахту. Даже примерного места, где она могла быть. Присланные Леонидом Федоровым координаты указывали на относительно ровную площадку на холме, но на ней даже не имелось намека на вход, яму или нечто другое, ведущее вглубь.
И все-таки мы решили продолжить поиски. Тем более, что вторая шахта располагается (уточним - по мнению нашего информатора) относительно недалеко.
Окончание следует.
Кстати, мне только что прислали расшифровку надписи на находящемся в этих местах мусульманском надгробии, о котором я писал ранее.
Вот что удалось прочитать.
عليكم السلام، الشهيد المشتري Аш-шахид ал-Муштари Уа-ль-муштари бирадд (?) Аль-уахи ? Или аль- ахи, аль-' гъафи ? Асмани джаннати Мустафа даллани (?) Аш-шахид ма'гъфууун ('гъанху ?) ..... Аль-куффар Мученик - покупатель (покупатель?). Цена - Рай Мученик - получивший прощение? جزاك الله خيرا Этот переводчик дает и другой год - 1823
И здесь ясности никакой