Mar 03, 2014 17:24
Кыртык - место, где и сегодня люди бывают нечасто: уж очень трудно сюда добираться. Но, право, увиденное оправдает все тяготы дороги.
Сразу за селением Верхний Баксан по невероятно крутому подъему, извивающемуся серпантином, надо достаточно долго подниматься вверх. Наша « Нива» , не ожидавшая столь серьезных испытаний, вначале натужно рычит от негодования, а потом и вовсе закипает от бессилия. Через полчаса продолжаем движение вперед, и вновь незапланированная остановка - сошедший пару дней назад сель практически смыл дорогу. Слева - пропасть, справа - отвесный склон; на узкой, не более полутора метров, площадке - груда камней. Разобрать их без бульдозера практически невозможно, тем не менее отступать не хочется - достаем лопату и начинаем подкапывать правый край дороги. При этом убеждаем водителя, с опаской поглядывающего в пропасть, что если вплотную прижаться к склону, то машина сможет проехать…
…У перевала Кыртык два названия: со стороны Баксана - Су-Арык (от балкарского су айры - « водораздел» ), со стороны Малки - Кыртык-Ауш (кырдык с балкарского « трава» , ауш - « перевал» ). Это перевал через водораздел рек Баксан и Малка, и идет он по заросшим травостоем горным склонам. Открывающаяся взору кипенно-белоснежная панама Эльбруса с перевала кажется лежащей на травяной зелени пастбищ. Сразу вспоминается описание И. Иванюкова и М. Ковалевского, побывавших в этих местах в восьмидесятых годах XIX века: « К девяти часам утра мы были на высшей точки перевала. Перед нами стояла вторая линия вечных снегов и Эльбрус во всем своем величии и великолепии. Чем ближе подходишь к этому гиганту, тем сильнее он захватывает. Кажется, будто с куполообразных шатров его виден весь мир…
Спуском средней крутизны по дикому ущелью, окаймленному высокими горами, въехали мы к полудню в Кертыкскую долину… Правую сторону долины составляет виденная нами с перевала цепь вечных снегов, почти отвесно спускающаяся к извивающейся реке Кертык. Горы левой стороны долины покрыты роскошными бархатистыми пастбищами, над которыми высятся по крутым склонам могучие хвойные леса» .
А вот что можно узнать из записок В. Тепцова « По истокам Кубани и Терека» (на самом деле - Черека), побывавшего в этих местах в те же годы: «Долина Кыртыка - одна из довольно живописных долин северного склона. Местами она суживается до того, что на расстоянии версты и более вы идете узкими воротами, прижимаясь к отвесным стенам скал.У истоков Кыртыка долина довольно широка. Здесь она образует обширное зеленое нагорье, окаймленное высокими кряжами. На западном кряже видна цепь утесистых остроконечных снежных вершин, а на восточном такая же цепь желтых причудливых формой утесов и пещер. Пещеры встречаются на левом берегу и по всему протяжению долины. Некоторые из них довольно обширны, расширяясь, по всей вероятности, искусственно, и, несомненно, в древности служили надежным убежищем для разоренных обитателей долины во времена нашествия с востока. В пещерах этих горцы находили кости человека, остатки одежды и медных украшений» .
Эти пещеры и есть цель нашего путешествия.
…Наконец, дорога более-менее выровнена. На ее правую сторону, обрывающуюся в пропасть, даже смотреть страшновато, а уж ехать… Мотор взревел, машина рванула по прорытой колее, тут же поползла вниз, забуксовала, выскочила на гребень, на какое-то мгновение зависла задним колесом над бездной и… проскочила селевой лоток. Правда, мы не знали, что таких селевых прорывов - дорога поднималась серпантином - впереди еще целых два, но они были куда меньше, а главное - не так опасны.
…Открывшееся по правую сторону травянистое плато, плавно уходящее вниз, поразило своим волшебным изумрудием, благостной тишиной, нарушаемой лишь жужжанием многочисленных насекомых да посвистом ветра. На одном из склонов - нагромождение камней. Приблизившись ближе, понимаем, что они выложены руками человека и представляют из себя практически ровный круг. Но вот с какой целью он выложен, понять затруднительно. То, что это не остатки фундамента, ясно. Тогда что? Астрономическое сооружение? Культовое?
Ответа нет. Как и на тот вопрос, кто и когда здесь обитал, о чем свидетельствуют пещеры, которыми зияют склоны горы, носящей имя Уллукай (уллу с балкарского - « большой» ). Впрочем, это в большей степени не пещеры как таковые, а каменные мешки. Под огромными валунами имеются лазы, через которые можно попасть, причем только ползком, в небольшие помещения неравномерной высоты: у входа они достаточно низки - стоять можно лишь полусогнувшись, зато через пару шагов вглубь выпрямляешься в полный рост. Видно, что одна из боковых стенок выложена из пригнанных друг к другу камней известковым раствором. Имеется даже что-то вроде полочки.
Впрочем, жить в таком закутке весьма затруднительно. В большей степени « мешок» напоминает могильник. Да и виднеющиеся на земле кости как будто свидетельствуют об этом. Но тогда для чего мертвым очаг, сооруженный прямо у входа? Или перед нами своего рода напластование эпох - одни обрели здесь вечный покой, другие - временный, от захватчиков, коих во все времена так притягивали эти благодатные места? Огромный каменный жернов, валяющийся поблизости, также убеждает, что люди жили здесь постоянно - выращивали хлеб, пасли скот, пили нарзан, источник которого, расположенный в нижней части осыпи, не иссякает веками. Цивилизованные археологические раскопки здесь практически не проводились, а значит еще возможно прикоснуться к тайнам прошлых веков, попытаться восстановить цепочку ушедших поколений.
Кыртык видится нам местом сакральным, привлекавшим издревле людей не только благодатными местами, но и чудесными явлениями, необъяснимыми с позиций разума. Пастухи, проводящие здесь долгие летние месяцы, рассказывают много необычного, начиная от пронизывающих ночное небо световых лучах неизвестного происхождения и кончая исцеляющей силой необычного проема в скале. Будто бы, пройдя через него несколько раз, избавляешься от многих болезней. Эта « дверь» в скале действительно интересна, но ощутить ее волшебное влияние нам в тот приезд так и не удалось. (материал о лечебных свойствах В какой-то момент погода мгновенно поменялась, тут же резко похолодало, стал накрапывать дождь, с гор пополз туман. А ведь предстоял еще обратный путь - почти двадцать километров по дороге, размытой селем…
склепы,
Кыртык