КАТАКОМБЫ АКТОПРАКА

Nov 28, 2013 17:33


В продолжение темы Актопрак
   Мы уже рассказывали в материале «Глиняные замки Актопрака» об этом необычном месте, расположенном  в начале перевала, соединяющего Чегемское и Баксанское ущелья. Но знакомство было поверхностным, шапочным, если так выразиться, заставляющим всякий раз, когда мы проезжали мимо глиняных замков, сожалеть об упущенном и неувиденном. И когда мы услышали рассказ одного из пастухов о том., что ему известно место в Актопраке, где имеется яма, бросив в которую камень, звук падения услышишь не ранее, чем через секунд 20-30 (несколько сот метров!), мы тут же решили исправить свою давнюю ошибку.



Обратимся к труду путешественника В. Я. Тепцова «По долинам Кубани и Терека» (на самом деле Черека): «У южной подошвы Лха почти от самого берега реки Чегема тянется верст на 5 параллельно Лха глинистый серый гребень - Актопрак. Название это означает «белая глина». Гребень этот как бы нарочно изрыт множеством пещер и темных ходов. Говорят, один из подземных ходов идет через всю двух-трехверстную ширину гребня. Через этот естественный тоннель проходит скот из одной долины в другую. Овцы, козы и телята прячутся от жары в пещерах и галереях Актопрака.
Южная сторона гребня извилиста и отвесна. От гребня здесь отделяются точно выточенные нарочно столбы и круглые башни; множество карнизов и выемок украшает отвесные стены. В общем получается такое впечатление: кажется, что гребень этот служил некогда берегом моря или большого озера, которое плеском своих волн выбило в мягком грунте гребня все эти изгибы, выемки, столбы, пещеры и галереи, а само куда-то потом умчалось».



Августовский Актопрак - это сплошное зеленое море растительности, причем трава - в человеческий рост. Ямы и промоины не увидишь до тех пор, пока в них не провалишься. Один из авторов этих строк неожиданно,  на абсолютно ровном месте, провалился одной ногой и мгновенно по пояс ушел в землю. Т. е., при движении надо проявлять особую  осторожность, дабы не оказаться в глиняном подземелье.
В одной из промоин на оплывшем склоне замечаем на глубине трех-четырех метров кости. Такое ощущение, что они человеческие. Но как туда попали? Захоронения здесь в принципе невозможны.
Продолжаем поиски. Нужная нам яма, по словам пастуха, в промоине, проделанной сточными  водами. Вот одна из таких. Довольно отвесные стены, уходящие на 10-15 метров  вниз. Само отверстие. Глубина его непонятна. Бросаем камень, начинаем считать. При цифре восемь слышен глухой стук удара. Вряд ли это место, которое мы ищем. Но как проверить? Только путем спуска вниз.



Наш фотограф, она же спелеолог, переодевается в специальный костюм. Мы же в это время прикрепляем к одному из деревьев, растущих на краю промоины, альпинистскую веревку. Спуск начинается. Голос из-под земли доносится все глуше и глуше. Узнаем, что на расстоянии нескольких метров ход раздваивается - один ведет вниз, причем достаточно далеко - свет фонаря теряется в темноте. А второй уходит в сторону перевальной дороги.
Находиться внизу, даже упираясь ногами в стены, совсем непросто - глина постоянно осыпается  и ты волей-неволей сползаешь за ней. Сплошной плывун, пусть и рыхлый, а не жидкий. А если, не дай Бог, осыпется склон, то раскопать человека в столь узком колодце практически невозможно. Вот, кстати.  и объяснение костям, запечатанным в глиняной массе. Человек ли , животное, попавшие в эту ловушку, были практически обречены: при попытке выбраться лишь усугубляли свое положении, все более удаляясь от поверхности. Находят объяснения и многочисленные случаи исчезнувших в этих местах коров.



Риск действительно достаточно высок и мы вытягиваем нашего спелеолога, чья одежда окрасилась в желтый цвет, наверх. Уточнить, как далеко вглубь горы идет найденная нами яма, в этот раз не удается. Но зато мы выковыриваем из глиняных стен каменные кругляши, словно выточенные глиняных дел мастером. Разнообразие их форм и размеров поражает - от пятикопеечных до величиной с блюдце.
Вот что писал по этому поводу все тот же  В. Я. Тепцов: « В недрах Актопрака, в мягкой глине, лежат точно нарочно выточенные искусной рукой камни разнообразной величины и в большинстве случаев правильной круглой концентричной формы - формы стопы блинов, когда они уменьшаются поочередно от  середины. Ко многим из камней прилепились сбоку такие же маленькие камешки, будто дети в матери. Величина отдельных камней от 1 линии до 8 дюймов в диаметре. Состав - кажется, дилувиальная глина, сцементированная известью. Одни по форме напоминают черепах, другие бисквиты, третьи правильный овал и т. д. Изредка встречаются уклонения от правильных и симметричных форм. Встречаются формы сплюснутого с двух сторон шара.



Все камни в грунте покоятся в горизонтальном положении; встречаются одинаково в большом количестве как в верхних, так и в нижних пластах. Какой-либо особенной системы в их расположении нами не наблюдалось, за исключением горизонтального положения. Судя по некоторому разнообразию форм, можно было бы предположить в камнях Актопрака окаменелости морских допотопных животных, как думают многие, видевшие образчики их. Но окаменелости, насколько нам известно, сохраняют оболочку как окаменелости, или отпечаток этой оболочки на твердой породе, как отпечаток раковин, листьев и т. п., или, наконец, структуру строения клеточек, как окаменелости древних стволов, клеточки которых заполняются веществом породы. В камнях Актопрака ничего подобного не замечается, и одна только сомнительная форма, якобы напоминающая некоторых морских животных, дает основание предположению об окаменелостях.
   Мы со своей стороны сделали совсем иное предположение об образовании камней Актопрака, рассуждая на месте об этих чудесах. Нам казалось, что камни эти суть оригинальные произведения воды, для которой скалы Лха когда-то служили берегами. У известковых берегов Лха вода осаждала в большом количестве глину, которая уплотнялась от собственной тяжести. Скалы Лха могли посылать многочисленные ключи в эту массу глины; струи известковой воды, пройдя массу, встречались с водой бывшего моря или скорее пресноводного озера; два противоположных течения воды, встречаясь друг с другом, производят воронкообразные коловороты.



Камни Актопрака не суть ли произведения нижней известковой воронки этих струйных коловоротов. Известковая вода, вертя глиняную массу наподобие того, как ком глины вертится на кружале гончара, цементировала, скрепляла ее частички и уплотняла вертящуюся массу в камень. Все это тем более вероятно, что подземные ключи и ныне журчат во многих галереях        Актопрака. Из них у подножия этого гребня составляется довольно большой ручей. Вода в ручье грязна, сильно насыщена известью и почему весьма неприятна на вкус».



Кстати говоря, по возвращении из путешествия, Тепцов показал актопракские диковинки  ученым, в частности, управляющему горною частью Кавказского края, который высказал следующее предположение: «…Образцы представляют собой мергельные (известково-глинистые) конкреции или стяжения, совершенно аналогичные так называемым иматровским фигурным камням, которые во множестве попадаются в русле реки Вуоксы, вблизи водопада Иматра. Они вымываются атмосферными водами из глин, слагающих берега названной реки, и имеют иногда весьма причудливую, чаще же всего бисквитообразную форму. Образование этих конкреций среди глин обусловливается подземной углекислой водою, циркулирующей по капиллярным трещинам, в самой породе (в данном случае глины более или менее известковистой); постоянно растворяя заключающиеся в последней известковые части, она отлагает их вновь, вместе с суспедированными в ней глинистыми частицами вокруг какого-нибудь встречающегося ей на пути твердого тела, например кварцевой песчинки или т. п., притом более или менее правильными концентрическими рядами и обыкновенно в несколько слоев».
Современные ученые, которым мы показали актопракские изделия,  придерживаются схожей точки зрения.
…Сегодня, как и более ста лет назад, глиняные кружочки, которые своей формой прямо-таки соотвествуют нашему нынешнему восприятию летающих тарелок, один из сувениров, которым Актопрак бескорыстно делиться с каждым, побывавшим в этих местах.






Чудеса природы

Previous post Next post
Up