Сегодня своим ходом приехали ребята из Крыма, точнее - Севастополя. Узнали из моего блога о заюковской шахте-пещере, загорелись, решили исследовать ее, тем самым, продолжив дело Артура Жемухова.
Утром встретил их на Баксанском посту - четверо, в том числе девушка. Совсем молодые, неопытные, но горящие энтузиазмом.
Добрались до Заюково, где нас уже ждал местный житель Муаед. По знакомой дороге двинулись к одной из вершин массива Хаара-Хора. Здесь в последнее время никто не бывал, трава выросла куда как выше пояса человека.
Спуск очень тяжел даже для крутых джипов, а «Нива-шевроле» явно не из их числа. Простая «Нива» куда надежнее и проходимее. Но спустились.
Свой тяжелый «Патриот» с никуда не годными шинами (на новые просто-напросто не хватает средств), предусмотрительно оставили наверху.
У шахты-пещеры все так заросло, что даже я, бывавший здесь неоднократно, потерял ориентиры. Да к тому же бесчисленные оводы, набросившиеся тут же на нас, сбивали с толку. Оказалось, ребята не взяли с собой репелленты. Вернее взяли, но в виде спирали, которые годятся только для замкнутых пространств. Так что не позавидуешь крымцам - им предстоят серьезные бои с местными летающими гадами.
После того, как я показал вход в шахту, мы решили выдвигаться назад, а вместе с нами и крымцы, чтобы купить брызжущие репелленты. Но не тут-то было. Начал накрапывать дождик, спустя несколько минут он уже лил вовсю.
Одним словом, «шевроле» задохнулся уже на середине подъема на городу.
Вторая попытка чуть увеличила высоту. Наши общие усилия - толкали сзади в три человеческих силы - помогли одолеть еще метров так двадцать. Дальше «шевроле» кипел, шипел, свистел, одним словом пел на все голоса, но толку не было. Потом он пошел юзом и только чудом никто не пострадал.
Не помогли и цепи. Даже с их помощью заюковские высоты, покрытые черноземом и густой травой, не покорились отечественному автопрому.
И это все под дождем, от которого промокла вся наша одежда, а мои брюки (думал отделаться в этой поездке малой кровью и поленился их переодевать, хотя спортивную смену с собой захватил) приказали долго жить. И то: грязь из-под колес летела такими ошметками, что залепила всех нас до пояса, а где и выше.
Что в остатке? Решение ребят спуститься с нами вниз угасло. Бросили свой «шевроле» прямо на дороге в надежде, что в ближайшее время в этих местах других бесстрашных спелеологов не предвидится и пошли (грязные донельзя, а воду, кстати, надо привозить с собой) вниз - разбивать лагерь.
Что-то мне жалко стало их - молодых, уверенных, мало в чем сомневающихся, но жизни не знающих. Впрочем, спуск к шахте начался для них с экстрима, которого (экстрима) в этой самой шахте будет предостаточно.
Нам же предстоял спуск вниз. По мокрой донельзя дороге. По траве столь гладкой, что на ней можно было катиться как на льду. На тяжелой машине с лысыми шинами. На машине, которую забыли заправить перед поездкой не то что бензином (она его видит достаточно редко), но даже газом.
Ехал, а про себя твердил: не подведи, миленькая; расходуй топливо экономно, нам еще до трассы выбраться надо. Если здесь застрянем, никто тебе по такой погоде не поможет, не вытащит; будешь мокнуть всю ночь и завтрашний день. Простынешь, а лечение, то бишь ремонты, ты ой как не любишь
Судя по всему, машина услышала мои стенания. По альпийским лугам (дороги в этих местах толком и нет, тем более, что она все время меняет свое местоположение), подминая под себя траву, кое где скрывавшей наш великовозрастный «Патриот» чуть ли не с головой, ныряя в ложбины и преодолевая высоты он вывезла нас в Заюково и «умерла», то есть заглохла на самой заправке.