В Беларуси заканчивается эпоха постсоветской как бы мобилизации вокруг государства ради того, чтобы "все" не рухнуло в "коллапс". 17 лет президентства Александра Лукашенко были именно таким периодом. Если говорить экономическими "категориями", то в Беларуси рыночные реформы были растянуты на 17 лет, но это были примерно те же реформы, которые в виде шока пережили в 90-х Россия, Украина, Польша, Прибалтика и т.д. Белорусское общество и государство не хотели шока, хотели постепенного перехода к рынку. Это и получили. Сейчас перед нами в Беларуси завершающий момент еще горбачевской "Перестройки". Началась быстрая открытая структуризация всех социальных слоев рыночного общества: среднего класса, наемных рабочих, интеллектуалов как класса, олигархата. Все эти группы выходят в публичную сферу, забивают свои социальные и культурные ниши, выстраивают внутреннюю коммуникацию между собой, трансформируют в своих интересах государство.
В принципе, это положительный процесс. Если бы Россия пошла этим - плавным - путем, Россия была бы счастливее. Что бы сейчас ни произошло в Беларуси, точнее - будет ли сейчас свергнут Лукашенко при перерастании валютного кризиса в политический, если таковое произойдет, или не будет свергнут, - но главный вопрос в Беларуси сейчас - каким образом, в каких культурных и политических формах отформируется в качестве главной движущей силы общества (такие слова нам говорили на лекциях по "Истории КПСС") предпринимательский класс. Время, когда государство и бюрократия были главным социальным слоем в белорусском обществе ушло. Через национализм, как в Прибалтике или Украине, класс предпринимателей в Беларуси доминировать не может. Специфика культуры: белорусский национализм слишком геттоизирован, слишком "далек от народа". Должна быть найдена иная культурная форма, которая сделает предпринимателей главным социо-культурным фактором Беларуси. В этой пока непонятно какой форме и есть культурная уникальность новой Беларуси, приходящей на смену феномену "лукашенко".
Выращенный внутри социального государства класс предпринимателей огтличается по своей психологии и ценностям от, например, российского. Помимо обычного провинциального по сравнению с Россией и Москвой умеренного отношения ко всему, в белорусском предпринимательском классе есть:
Во-первых, очень тесная связь с реальным сектором экономики. Раз в основе экономики лежат крупные "перерабатывающие" "предприятия", то и основной "темой" является борьба за влияние на них, выбор их стратегии, получение своей части общей "добычи", полученной на "внешних рынках". Предприниматель в Беларуси в основе своей, и это очень важно понять, мыслит категориями абсолютно иными, чем господствующие в России. Это - не получить место у трубы. Трубы в Беларуси нет. И мыслят тут на этот счет реально. То есть, "если мы берем, а надо брать, технологию с оборудованием, скажем, в Швейцарии, значит, надо понять, кто там этим всем крутит и кто придумывает, в общем - войти туда", стать там своими, стать частью процесса там.
Во-вторых, понимание того, что государство, если оно станет адекватнее, это серьезнейший аргумент в борьбе на внешних рынках. В России государство используют в своих интересах в основном олигархи. В Беларуси это могут себе позволить во многих случаях даже предприниматели среднего уровня. Государство не является чем-то абсолютно далеким, враждебным и непонятно зачем существующим. Сейчас идет борьба не за сокрушение Лукашенко и государства, а за его сознание, ум. понимание, правильное "позиционирование"... Он вырастил своих могильщиков, но они вовсе не хотят, во всяком случае пока. загнать его в могилу и, тем более, разрушить государство.
В-третьих, никто не хочет компрадорской модели, "как в России". Если Лукашенко сейчас отдаст (продаст) основную государственную собственность иностранным собственникам, это будет "неверно". Это - не простят. Его задача как фигуры белорусской истории - не просто сохранить то, что могло рухнуть в 90-х, когда "все везде рушилось". Его задача сейчас вывести белорусов как класс, социальную группу, нацию на глобальный уровень игры в качестве собственников. Это то же самое, что "сохранить советское наследие", но в социальном смысле. Сможет ли он? Это вопрос. Мне самому кажется сейчас, что да, сможет. Но он должен, обязан перед историей, нацией. народом, русской цивилизацией, европейской цивилизацией понять следующее: он вынес на своих плечах страну и сохранил Спору цивилизации в критический момент, но сейчас он же должен помочь сформироваться классу самостоятельных людей, которые разовьют страну дальше и вырастят из споры целую "биосферу" цивилизации. Он не стар. Может быть, сможет.
Все остальное в Беларуси - это текучка. Никаких нерешаемых проблем пока нет. ВВП за первые 4 месяца года вырос как нигде в Европе - на 12% (!), рост промышленного роста - лучше всех в СНГ и ЕС, экспорт растет, а девальвация валюты его подстегнет, валютный кризис за 4 месяца во всяком случае пока, не перерос в политический. То есть государство и общество в общем взаимопонимают друг друга. Главная сейчас проблема - культурные формулы, которые сделают предпринимательский класс ведущим в обществе. Эти формулы будут неожиданны и отчасти уникальны.
Источник:
http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Smozhet-li-Lukashenko