Нынешняя неделя проходила под знаком президентских выборов.
Стартовала самая яркая и насыщенная информационными поводами кампания - агитация. Многие кандидаты приступили к ней сразу после регистрации, но отличительная черта этой недели - это дебют в радио- и телеэфире. С раннего утра в понедельник кандидатов можно было услышать на радио, а вечером - на нашем канале. И так каждый день. Претенденты говорили, что хотели и как хотели, - у них был прямой эфир. Электронные СМИ выбрали 9 кандидатов. Действующий Президент обратился со своей программой к избирателям на страницах газеты "Беларусь сегодня".
Видео. Социологи фиксируют стабильно высокий интерес белорусов к президентским выборам. В ноябре собирались голосовать 9 из 10 опрошенных. В начале и в середине месяца эти цифры колебались несущественно, в пределах 91-94 процентов. Однако, применительно к абсолютному большинству кандидатов даже этот коридор колебаний (2-3 процента) остается недосягаемой планкой. Во второй декаде выше нуля поднялись только Некляев и Санников. У них 0,2 и 0,3 процента симпатий сограждан. С гигантским отрывом от них идет действующий Президент. У него 71 процент народной поддержки. Эти опросы проводились еще до старта агитации и выступлений кандидатов по телевидению и радио. Они начались с понедельника. Возможно, на следующей неделе, когда появятся новые, социологи зафиксируют изменение общественного мнения. Однако, еще не факт, что теле- и радиоспичи претендентов на высший государственный пост добавят им популярности. Отзывы людей на улицах городов, которые собрали наши корреспонденты, и комментарии в Интернете позволяют сделать вывод, что белорусские избиратели, мягко говоря, не в восторге от увиденного и услышанного. Выступающие старались как можно больше ругать власть и как можно меньше говорить о том, чем они краше. Да, планов громадье. Но главного, чего от выступающих ждали, так и не прозвучало. А именно: как они собираются выполнять свои обещания? Парад золотых гор вызывал улыбку не то что у специалистов, но и у людей, далеких от экономических теорий. Мы изучили выступления кандидатов и попытались предположить, что же будет, когда пульт от телевизора заменит бюллетень для голосования.
Рассказывает Андрей Кривошеев: На неделе кандидаты отстрелялись первой порцией телеагитации в прямом эфире. Белорусское радио и Первый канал, взявшие на себя бремя транслятора, судя по первой семидневке, свою задачу выполнили, хотя и в ущерб рейтингу. Многие белорусы честно признавались - смотреть пытались, но даже на полчаса сил не хватало. Предвыборный сериал смотрелся скучно и менее правдоподобно, чем импортные мыльные оперы. Артисты усыпляли, их реплики казались безумием, постановочные движения отдавали теленафталином. Главный показатель успеха - узнаваемость актеров. Но вспомнить даже фамилии кандидатов многие белорусы просто не смогли. Образ, возникший в телевизоре, должен подкрепляться картинками из жизни реальной. Агитаторами на улицах или листовками в почтовых ящиках. Последние, хоть и раздражают избирателей и уборщиц, но убеждают, что кандидат существует - он не чертик из табакерки, случайно попавший в ящик. К сожалению, шагнуть из телевизора в народ кандидаты так и не решились.
Сразу три кандидата попытались выбиться из телевизора в люди через площадь. Хором звали, обещали показать революцию. То, что вышло, увидели минчане в среду. Несколько сот человек, без запала, со старыми кричалками и странным пафосом. Единственным избирателем, которому несли, но так и не донесли в итоге листовку, оказалась Председатель ЦИК Лидия Ермошина.
Видевшие действо назвали его балаганом.
Сумбур и балаган в головах кандидатов обнаружила и интернет-публика. Солидарно выступили политологи и их читатели во Всемирной паутине. Критиковали серость, смеялись над уничтожением портретов, иронизировали над логикой "выборов нет, но мы идем на выборы". Наконец, явно зацепила фраза одного поэта, что мужчины-белорусы поголовно импотенты.
"Радио Свабода": "Начал с того, что перепутал день с утром. Потом обвинил белорусских мужчин в неспособности делать детей. Но пообещал каждой матери по 25 тысяч за рождение ребенка. А от кого рожать тогда? И где деньги возьмет? Не обошлось без балагана! Читал стихи. Нет программы - никакие стихи не помогут. Посмотрим, что на телевидении будет - может, выйдет и "Лявониху" спляшет!"
"Наша Ніва", Владимир Подгол, политолог: "Это были говорящие головы. Кто-то рвал портреты, показывал бумаги, как учительница. Кто-то сам себе задавал вопросы, сам и отвечал. Скукота смертная! Выступления других касались абстрактной Беларуси, они были оторваны от сегодняшней жизни. Даже соперничество с Лукашенко было абстрактным. Вместо одного можно было бы посадить киборга, чтобы тот все озвучил. Эффект был бы тот же".
"Радио Свабода": "Смотрел интервью Некляева - отвратное впечатление: стоит, шатается перед микрофоном... Ты же взрослый мужик, политик, лидер, а не можешь две минуты простоять с прямой спиной и расправленными плечами, а качаешься, то ли как зашуганный подросток переходного возраста, то ли как алкоголик во время "ты меня понимаешь". Не лидер. Как ты его ни гримируй и сколько бабок в него ни вкладывай".
Не увидела интернет-публика в кандидатах ни формы, ни содержания. И это удивительно, ведь большинство - из одного лагеря. На одних площадях митинговали, у одних и тех же меценатов финансы просили.
Светлана Калинкина, "Народная Воля": "Энергетики - ноль, четкости мыслей - нет, что главное, а что второстепенное в выступлении - непонятно, эмоции - отсутствуют... Просто классический пример того, как нельзя делать, как нельзя выступать. Безголосые не выходят петь, заики не становятся рассказчиками, тугоухие не музицируют... Это логично, таковы правила".
Александр Класковский, Белорусские новости: "Кандидаты, за редким исключением, стандартно отрабатывают по принципу "бабе - цветы, детям - мороженое". То есть предпринимателям сулят налоговый рай, старикам - отдых на курортах Египта да Испании, одиноким дамам - выбор хороших мужей. Говорят по принципу "надо, чтобы было так...", но не предлагают ответа, как это обеспечить. А главное - откуда что возьмется?"
Миллионная интернет-аудитория оказалась не готова к тому, что люди, казавшиеся в виртуале богами, сели перед камерой и выглядели карликами. Большую антирекламу своим сайтам кандидаты вряд ли могли сотворить. Оказалось, реальный избиратель может и в налоговую декларацию заглянуть, и о прошлых заслугах спросить.
Случайно или нет, но многие кандидаты без доходов своим главным тезисом назвали повышение пособий по безработице. Неужели задумались о будущем?
(Сергей Солодовников, доктор экономических наук, заведующий отделом комплексных проблем социально-экономического развития НАН Беларуси: "У человека нулевой доход, может поэтому и хотят повысить пособие по безработице. Такая сытая безработица ведет к деградации, к тому, что эти люди не хотят работать, не хотят учиться. Это очень большая социально-экономическая проблема".)
(Михаил Ковалев, профессор, декан экономического факультета БГУ: "Не далее как в этом году Нобелевскую премию по экономике дали ученым, которые на весь мир объявили, что, если пособие по безработице становится хотя бы половину зарплаты, то тогда человек не стремится устроиться на работу".)
Мы попросили ведущих отечественных экономистов оценить прожекты кандидатов, прозвучавшие в эфире. Оказалось, не все так плохо. До тех пор пока претенденты цитировали действующую социально-экономическую программу, все было пристойно. Некоторые вполне органично произносили слова "агрогородок" или даже "социально ориентированный рынок". Настоящая революция оппозиционного сознания. Но как только кандидаты начинали говорить отсебятину, улыбаться приходилось уже экономистам. Так, например, случилось с кандидатом Романчуком. Пока он говорил о придорожном сервисе и импортозамещении картофеля, все было чудесно. Избиратели даже советовали поручить ему организацию сети кафе где-нибудь в Гродно или переговоры с Израилем по картофельным технологиям. Но как только кандидат заявил о миллионе рабочих мест, он потерял аудиторию.
(Сергей Солодовников, доктор экономических наук, заведующий отделом комплексных проблем социально-экономического развития НАН Беларуси: "У нас вакансий уже существующих рабочих мест больше, чем количество безработных. Вот создается лишний миллион рабочих мест - кем мы их заполнять будем? Зачем создавать этот миллион? И одно рабочее место другому - рознь. А этот миллион - это будут дворники, разнорабочие либо IT-специалисты, которые и так успешно создаются. Т.е. непонятно, что это за миллион и зачем он Беларуси - у нас не Украина, где колоссальная безработица".)
Когда Рымашевский просил в эфире денег на продолжение борьбы, ему хотя бы верили - где еще взять деньги здоровому, трудоспособному молодому человеку. Но когда он заявил, что коррупция в стране 100% - то есть коррупционеры все, включая его самого, или потребовал кредиты под 3%, не объяснив, что для этого нужно обесценить все вклады, народ засомневался.
(Андрей Проровский, заведующий кафедрой мировой экономики, маркетинга, инвестиций Брестского государственного технического университета)
Особое место в обещаниях заняли пенсии и жилье. Кто-то обещал частные пенсионные фонды, кто-то просто райские кущи. Досталось строителям - мол, строят слишком много или слишком дорого.
(Алла Наумчик, кандидат экономических наук, доцент, ректор Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации)
Чтобы оценить платформы кандидатов, не нужно быть экономистом или даже студентом экономического вуза, достаточно иметь глаза и хоть раз в жизни прочитать брошюру "Экономика для чайников".
(Алла Наумчик, кандидат экономических наук, доцент, ректор Белорусского торгово-экономического университета потребительской кооперации)
Именно об этом говорили нам избиратели во всех регионах Беларуси, оценивая программы кандидатов. Самая частая рекомендация - меньше злости, больше дела и уважения к тому, что люди создали за 16 лет своими руками.
И последняя рекомендация перед вторым туром телеагитации - не стоит называть свою страну кладбищем, болотом и сравнивать с Африкой, не обязательно обзывать белорусов рабами, трусами и иждивенцами. Иначе единственная фраза, которая прилипнет к кандидату, будет "Я не стану стоять в лыжах на асфальте" или перл от другого - "Все альтернативные кандидаты - клоуны и статисты".
Конечно, статистами на выборах никому быть не хочется. Но коль скоро получили корочки кандидатов в Президенты, приходится шевелиться. Хотя с рейтингом ниже одного процента далеко не уедешь. Впрочем, и сама регистрация для многих была сродни неприятному сюрпризу. Вот к каким выводам пришли эксперты Вильнюсского института стратегических исследований:
"Вопреки прогнозам, начало предвыборной кампании не сопровождалось усилением репрессий в отношении политических активистов, в том числе участников команд тех оппозиционных политиков, которые заявили о намерении выдвигаться в Президенты. На стадии сбора подписей расширились возможности для общения с избирателями. Таким образом, не подтверждается предположение об исключительно репрессивном сценарии избирательной кампании".
"Эксперты также подчеркивают, что Центризбирком лояльно отнесся к регистрации инициативных групп кандидатов в Президенты, а в состав территориальных избирательных комиссий включено больше, чем ранее, представителей оппозиционных партий".
Иными словами, вся предвыборная стратегия оппонентов строилась на том, что не пропустят, не зарегистрируют, снимут. А тут - иди, агитируй, выступай по телевидению, убеждай в своей правоте. А с этим большие сложности. И не потому, что власти мешают - с этим как раз проблем нет, а потому, что нет позитивного мессиджа.
Самым лучшим способом соскочить на этом этапе и сохранить лицо было бы, разумеется, снятие с выборов властями. Иначе зачем было организовывать 24 ноября на Октябрьской площади Минска несанкционированную акцию? Значит, специально нарывались на неприятности. А если хотели устроить смотр сил, то свои силы показали. Полторы сотни участников. Это в Интернете можно надувать щеки, говоря, что за нами тысячи и тысячи. А реальность была на Октябрьской площади. Полторы сотни. При этом некоторые кандидаты уже сейчас спешат заявить, что могут стать Президентом. Дескать, фифти-фифти.
Далее.