"Жесть", драматургия.

Jun 04, 2009 18:46

...На первый взгляд, при попытке разбора, сюжет фильма «Жесть», снятого по сценарию Константина Мурзенко, предстает весьма сумбурным и бессмысленным. Недоумение вызывают как метания героини по поселку-призраку в целом, так и частности развития этой истории: как маньяку удается бежать из лечебницы? Зачем доктор дает журналистке наркотики? Почему Терминатор берется ей помогать? И, в конце концов, причем здесь голый Гоша Куценко?!
Взгляд ищущий и дотошный в своих исканиях сможет разглядеть в бытии маргинального поселка метафору Жизни Без Любви или же, напротив, реалистичную картину того самого ада, что рядом, после чего школьный вопрос «Что хотел сказать автор?» еще больше затянет туманом условностей и подтекстов.
Однако все встает на свои места, стоит только ознакомиться с критериями жанра, которые авторы установили для своего творения. По мнению режиссера и сценариста, «Жесть» - это «психовик». И по их же определению, психовик - «это жанр художественного кино, в равной степени сочетающий в себе элементы психологического (часто - психопатологического) триллера, фильма действия, психоделической драмы и классической комедии. Отличается буйством ничем не сдерживаемой фантазии, внутренней неразрывной связью с классическими образцами мирового кинематографа и общей патологичностью (в самом лучшем смысле слова) восприятия окружающей действительности. П. почти всегда отличается безукоризненными актерскими работами и тщательно подобранным звуковым рядом. Образцовым примером П. является фильм "Антикиллер" (2002)» .
Ключевыми для осмысления ленты понятиями в этом определении являются следующие два: «буйство ничем не сдерживаемой фантазии» и «общая патологичность» (даже если и в лучшем смысле этого слова…).
В виду изначальной авторской ссылки на отсутствие в развитии действия любого рода ограничителей (в т.ч. логики), Мурзенко никак нельзя поставить в вину ни наплевательское отношение к реальности, ни возникающую в следствие этого существенную степень недостоверности, ведь все сюжетные несращения, как и было задумано, работают исключительно на формирование общей патологичности скелета фильма.
Ответственность за связь с классическими образцами мирового кинематографа, судя по всему, возложена на диалоги, выпусти которые в печатном виде - и наиболее органичным для получившегося труда заглавием стало бы «The best of gold collection, from Hollywood with love». И связь была бы вполне на уровне, если бы не их суконная шершавость и существенный диссонанс между кино-реальностью Голливуда и жизнью близ города Азотсталь.
Единственным персонажем, жизнь которого показана во времени, является журналистка Марина. На протяжении картины зрителю удается узнать о ней немногое: род занятий, желание его сменить, очередной неудавшийся роман, склонность к кокетству и ироничное отношение к жизни как преобладающие черты характера, вот, общем, и все… Но и не Марина является целью повествования. Она - проводник.
Все прочие герои в большинстве своем, появившись единожды, исчезают уже насовсем, однако через фрагментарное раскрытие истории жизни каждого из них авторам удалось сформировать цельный образ поселка (что и являлось, по-видимому, основной задачей). Поселок-черная дыра. Там цветы чахнут в пыли, розовые свадебные лимузины развозят головорезов, а невесты первую брачную ночь проводят на дне озера…
Скроенный из лоскутков любви, безумия и справедливости и крепко подбитый на основу из того, что очень точно обозначено создателями ленты как «жесть», фильм вполне соответствует авторской сверхзадаче: пугает патологичностью как формы, так и содержания, бередит сердце беспросветностью, разве что, вот только не веселит…

ВГИК

Previous post Next post
Up