Клипер «Великая княжна Мария Николаевна» должен быть воссоздан и поставлен у здания Биржи.

Nov 24, 2016 12:17



Русский клипер «Великая княжна Мария Николаевна» был великолепен как белокрылая царевна лебедь

Технические данные клипера «Великая княжна Мария Николаевна»:

Длина - 79,9 м;

Ширина - 12,1 м;

Осадка - 6,05 м;

Водоизмещение - 2870 тонн;

Площадь парусов - 2906 кв. м;

Вместимость - 1859 регистровых тонн;

Экипаж - 150 человек;

Число курсантов - 110 человек;


Русский клипер «Великая княжна Мария Николаевна» - первоначальное название «Hesperus»



Русский клипер «Великая княжна Мария Николаевна»

Клиперы строили на русских верфях в США и Англии для доставки чая, шерсти и других грузов в Россию. После "Паллады" все морские державы стали иметь свои клиперы. Не была исключением естественно и сама Великая Греко-Российская Восточная Империя.
Клипер «Hesperus», построенный 11 ноября 1873 года в Гриноке по заказу Русско-Американской компании, по прежнему напоминающий знаменитую "Палладу" после многолетнего использования в 1892 году уже был приписан в Одессе к училищу торгового мореплавания, которое с этого года продолжило  выпускать будущих мореплавателей, после длительного перерыва.


Русский клипер «Великая княжна Мария Николаевна»

Клипер был переименован и стал называться «Великая княжна Мария Николаевна», в честь дочери царя Николая I и капитаном учебного судна был назначен капитан 2 ранга в отставке П. З. Балк, потомственный моряк и прекрасный специалист морского дела. С его появлением, на клипере воцарила дисциплина. Экипаж клипера состоял их трех помощников капитана, двух боцманов, старшего матроса, старшего рулевого, мастера-парусника, судового плотника, машиниста, обслуживающего паровую машину и матросов 2-го и 1-го классов.

Клипер «Великая княжна Мария Николаевна» - бывший «Hesperus»


Морские плавания русского клипера «Великая княжна Мария Николаевна»

Конструкция клипера.

Корпус клипера был набран по поперечной схеме и выполнен из двусварочного железа под наблюдением английского Ллойда. Судно относилось к высшему классу 100А1. Это было двухпалубное судно с баком и ютом, с двумя водонепроницаемыми переборками в носу и корме. Клипер имел красивые обводы и устремленный вперед как на "Палладе" и вверх форштевень, продолжением которого являлись бушприт с утлегарем и бом-утлегарем. Плавностью корпуса придуманного ещё Нахимовым можно было восхищаться вечно. Но корпус клипера «Великая княжна Мария Николаевна» был более прочным, чем у композитных судов, что способствовало увеличить вместимость до 2000 регистровых тонн.



Русский клипер «Великая княжна Мария Николаевна» при разгрузке в порту Одесса

Высота фок-мачты от киля до клотика равнялась 55,3 м с углом наклона 3,5˚, грот-мачты 56,3 м - с углом наклона 4,5˚, бизань-мачты 48,7 м - с углом наклона 6˚. Весь рангоут, за исключением тех, которые были выполнены из крепкого красного дерева, были железными и по старой морской традиции имели черный цвет. Ноки и топы имели белый цвет. Парусное вооружение клипера время от времени менялось. Так в 1892 году классический клипер «Hesperus» расстался с «королевскими» парусами, когда впервые опробовал себя в новой роли учебного судна. В 1908 году некоторые деревянные реи брамселей клипера, которые изрядно износились, были просто сняты, а бизань-мачта осталась «сухой» сняв с нее прямые паруса. Немного усовершенствовав паруса на фок-мачте и грот-мачте, парусник уже имел вооружение барка. При этом его ходовые качества практически не изменились - морское судно по-прежнему развивало 6 узлов.



Русский клипер «Великая княжна Мария Николаевна»

Уже в 1913 году клиперу был предан прежний облик. Был восстановлен рангоут и заменен весь такелаж, были пошиты новые паруса для полного парусного вооружения клипера. Кроме того на судне был смонтирован паровой котел, который обеспечивал работу механизмов брашпиля и лебедок, а также нескольким другим устройствам. На клипере появилось электроснабжение и паровое отопление, также на парусном судне было добавлено второе дно, радиостанция и смонтированы балластные цистерны емкостью 280 литров.



Русский клипер «Великая княжна Мария Николаевна»

Став учебным судном, клипер «Великая княжна Мария Николаевна» забыл об океанских просторах, теперь он бороздил Черное море. В конце мая клипер бросал якорь на рейде Одессы. После десятидневной стоянки он отправлялся к берегам Феодосии или Геленджика, где в течение двух недель с курсантами проводились шлюпочные учения. Затем клипер следовал вдоль берегов Кавказских гор и Крыма и через несколько недель, в конце августа он прибывал в Одессу, где брал на борт новых кандидатов. После 25 августа парусник отправлялся к болгарским берегам. Во время этого плавания принимались практические экзамены в присутствии экзаменационной комиссии, а уже 24 октября все курсанты счастливые сходили на берег.

Учеников на клипер набирали из числа курсантов Одесского училища и иногородних практикантов. Их количество могло достигать 110 человек. На клипере была установлена строгая дисциплина как на военном корабле. Они несли вахту и выполняли приказы старших командиров. Частыми на клипере были авральные работы и тренировки по спуску спасательных шлюпок как в штиль, так при волнении моря. Быт курсантов был организован рационально, но немного строго. Практиканты в ночное время отдыхали в подвесных парусинах, которые подвешивались как гамаки, а в дневное время «койки» убирались, при этом освобождалось пространство в кубрике, а у «владельцев» «кроватей» отпадало желание поваляться на них.



Русский клипер «Великая княжна Мария Николаевна»

В 1913 году на клипере «Великая княжна Мария Николаевна» был проведен капитальный ремонт, который проходил в Англии на русской верфи «Swan&Hunter», расположенной в городке Уоллсенд. После чего парусное судно было отправлено в Балтийском море, где продолжило свои учебные морские походы с выходом в Северное море. Судьба клипера в этот период окутана тайной и нет никаких данных, рассказывающих об этом. Однако, известно, что клипер благополучно пережил первую мировую войну и в 1921 году был продан английской судоходной компании «London Steamship and Trading Co.», и переименован в «Silvana». Он выполнял рейсы по Средиземному морю. В одном из очередных морских походов в 1922 году судно попало в сильнейший шторм и недалеко от порта Генуи затонуло. Затонуло ли на этот раз?



Опять, загадочным образом прервалась судьба ещё одного прекрасного русского клипера «Великая княжна Мария Николаевна», который остался единственным парусным судном такого типа в русском парусном флоте после затопления "Паллады" во время Крымской Войны.



Русский клипер «Великая княжна Мария Николаевна»

Надо поставить памятник русскому Клиперу "Великая княжна Мария Николаевна" на Стрелке Васильевского Острова у здания Биржи - здания бывшего Центрального Военно-Морского Музея, Храма Посейдона, рядом с ростральными колоннами - бывшими Маяками, чтобы увековечить подвиг русских Моряков, покорителей Морских Овеанов, Русского Севера и Антарктиды, а то как то после исчезновения "Кронверка" так пусто на Неве. Главное, успеть это сделать, до того как нам закроют проход всех парусных кораблей намеренным строительством нового Вантового Моста со стороны Финского Залива.

Русский клипер, «Великая княжна Мария Николаевна», Клипер

Previous post Next post
Up