Яхты Питерского Яхтклуба

Jun 30, 2021 17:32


Эскадра судов Гвардейского Экипажа - Императорские, Великокняжеские и министерские яхты.



Александрия . А.П. Боголюбов. Императорская паровая яхта «Александрия». 1852 год

Часть первая:
Па­рус­ные су­да

При фор­ми­ро­ва­нии Гвар­дей­ско­го эки­па­жа в него вклю­че­ны им­пе­ра­тор­ские ях­ты «Си­ме­он и Ан­на», «Ро­чен­саль­мия», «Лу­и­за Уль­ри­ка», «Пал­ла­да», «Нева», «Го­луб­ка», «Тор­нео», а та­к­же 24 греб­ных суд­на. Все они со­ста­ви­ли первую эс­кад­ру Гвар­дей­ско­го эки­па­жа Ях­ты со­про­вож­да­ли им­пе­ра­то­ра Алек­сандра I в его про­гул­ках на греб­ном ка­те­ре под управ­ле­ни­ем ко­ман­ди­ра Гвар­дей­ско­го эки­па­жа из Ора­ниен­ба­у­ма в Крон­штадт и при­ни­ма­ли уча­стие во всех тор­же­ствах и це­ре­мо­ни­ях.

При­двор­ная ях­та «Си­ме­он и Ан­на» бы­ла по­стро­е­на в 1798 г. на Га­лер­ной вер­фи. Она име­ла дли­ну 20,7 м, ши­ри­ну 6,9 м и осад­ку 3,9 м; 8 ору­дий; 1 мач­ту; 6 ба­нок.



В 1799-1805 гг. ях­та еже­год­но пла­ва­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом, Крон­штад­том и Пе­тер­го­фом с от­ря­дом при­двор­ных су­дов. 14 июля 1799 г. на Пе­тер­гоф­ском рей­де ях­ту по­се­тил им­пе­ра­тор Па­вел I. 28 июня 1800 г. Па­вел I, на­хо­дясь на ях­те, ру­ко­во­дил ма­нев­ра­ми греб­но­го фло­та ор­де­на Св. Иоан­на. 1 ав­гу­ста 1802 г. ях­та со­про­вож­да­ла га­лет «Пал­ла­да», на ко­то­ром по Пе­тер­гоф­ско­му рей­ду со­вер­ша­ла про­гул­ку им­пе­ра­три­ца Ма­рия Фе­до­ров­на. «Си­ме­он и Ан­на» по­сле на­ча­ла Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 г. пе­ре­во­зи­ла гар­де­ма­рин Мор­ско­го кор­пу­са из Крон­штад­та в Ро­чен­сальм. В 1813 г. она пла­ва­ла меж­ду Ро­чен­саль­мом и Крон­штад­том, а в 1814-1816 гг. - меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том с гар­де­ма­ри­на­ми Мор­ско­го кор­пу­са на бор­ту. В 1824 г. ях­та за­ни­ма­ла бранд­вах­тен­ный пост в С.-Пе­тер­бург­ском пор­ту.

Для 16-лет­не­го ве­ли­ко­го кня­зя Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча в 1795 г. на Га­лер­ной вер­фи в С.-Пе­тер­бур­ге бы­ла по­стро­е­на греб­ная ях­та «Ро­чен­саль­мия».

Дли­на 16,9 м, ши­ри­на 5,1 м, осад­ка 2,3 м; 8 ору­дий; 4 бан­ки.

В 1797-1801 гг. в со­ста­ве греб­ной фло­ти­лии на­хо­ди­лась в прак­ти­че­ских пла­ва­ни­ях в фин­ских шхе­рах. В 1802-1804 и 1810 гг. с от­ря­дом при­двор­ных су­дов хо­ди­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом, Крон­штад­том и Пе­тер­го­фом. Участ­во­ва­ла в Оте­че­ствен­ной войне 1812 г. и войне с Фран­ци­ей 1813-1814 гг. 7 июля 1812 г. в со­ста­ве греб­ной фло­ти­лии контр-ад­ми­ра­ла А.В. фон Мол­ле­ра вы­шла из Крон­штад­та и, зай­дя в Ро­чен­сальм и Све­а­борг, 31 июля при­бы­ла в Ри­гу. Участ­во­ва­ла в обо­роне го­ро­да. На зи­му уш­ла в Све­а­борг. В 1813 и 1814 гг. ях­та за­ни­ма­ла бранд­вах­тен­ный пост в Све­а­бор­ге.

При­двор­ная ях­та «Лу­и­за-Уль­ри­ка». Это был быв­ший швед­ский бот, взя­тый в плен эс­кад­рой ад­ми­ра­ла В.Я. Чи­ча­го­ва 22 июня 1790 г. во вре­мя Вы­борг­ско­го сра­же­ния. Бот 12 лет на­хо­дил­ся в лич­ном рас­по­ря­же­нии ад­ми­ра­ла В.Я. Чи­ча­го­ва. За­тем он был пе­ре­обо­ру­до­ван в ях­ту, ко­то­рая в 1802 г. бы­ла пе­ре­да­на ад­ми­ра­лом в со­став фло­та.

Дли­на ях­ты 16,5 м, ши­ри­на 5,2 м, осад­ка 2,8 м; 8 ору­дий; две мач­ты; 5 ба­нок.

В 1802-1809 гг. «Лу­и­за-Уль­ри­ка» еже­год­но в со­ста­ве от­ря­да при­двор­ных су­дов хо­ди­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом, Крон­штад­том и Пе­тер­го­фом. Разо­бра­на ях­та в 1812 г. в С.-Пе­тер­бур­ге.

В 1802 г. для го­су­да­ры­ни Ма­рии Фе­до­ров­ны (же­ны Пав­ла I) бы­ли по­стро­е­ны га­ле­ты «Це­ре­ра» и «Пал­ла­да». Они стро­и­лись на раз­ных вер­фях, раз­ны­ми стро­и­те­ля­ми, по­это­му они от­ли­ча­лись раз­ме­ре­ни­я­ми.

При­двор­ный га­лет «Це­ре­ра» за­ло­жен 13 июля 1801 г. в .С.-Пе­тер­бург­ском Глав­ном Ад­ми­рал­тей­стве, стро­и­тель ко­ра­бель­ный ма­стер пол­ков­ник М. Са­ры­чев. Спу­щен 27 мая 1802 г.

Дли­на 21,7 м, ши­ри­на 5,8 м, осад­ка 2,1 м; во­ору­же­ние 10 ору­дий.

В 1802 г. в со­ста­ве эс­кад­ры при­двор­ных су­дов пла­вал меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том 11 июля га­лет по­се­тил им­пе­ра­тор Алек­сандр I. 1 ав­гу­ста «Це­ре­ра» со­про­вож­да­ла га­лет «Пал­ла­да», на ко­то­ром им­пе­ра­три­ца Ма­рия Фе­до­ров­на со­вер­ша­ла про­гул­ку по Пе­тер­гоф­ско­му рей­ду. В 1803-1805 гг. га­лет пла­вал меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом, Пе­тер­го­фом и Ора­ниен­ба­у­мом. В 1806-1810 гг. он на­хо­дил­ся в С.-Пе­тер­бур­ге, сто­ял на Неве у Зим­не­го двор­ца. В 1812-1813 гг. чис­лил­ся при ко­ра­бель­ном фло­те, пла­вал меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том. Разо­бра­ли га­лет в 1814 г. в С.-Пе­тер­бур­ге.

При­двор­ный га­лет «Пал­ла­да» за­ло­жен 13 июля 1801 г. в С.-Пе­тер­бург­ском Но­вом Ад­ми­рал­тей­стве. Стро­и­тель ко­ра­бель­ный ма­стер Я.Я. Леб­рюн. Спу­щен 1 июля 1802 г.

Дли­на 22,3 м, ши­ри­на 6,3 м, осад­ка 2,7 м; 14 ору­дий.

В 1802 г. в со­ста­ве эс­кад­ры при­двор­ных су­дов пла­вал меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том. 11 июля га­лет по­се­тил им­пе­ра­тор Алек­сандр I. 1 ав­гу­ста на га­ле­те со­вер­ши­ла про­гул­ку по Пе­тер­гоф­ско­му рей­ду им­пе­ра­три­ца Ма­рия Фе­до­ров­на. В 1803-1811 гг. «Пал­ла­да» пла­ва­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом, Пе­тер­го­фом и Ора­ниен­ба­у­мом. В 1812-1813 гг. га­лет чис­лил­ся при ко­ра­бель­ном фло­те. Разо­бра­ли га­лет в 1814 г. в С.-Пе­тер­бур­ге.

Ми­ни­стер­ская ях­та «Го­луб­ка» бы­ла по­стро­е­на в 1806 г. на Крон­штадт­ской вер­фи. Стро­и­тель ко­ра­бель­ный ма­стер ге­не­рал-май­ор И.П. Амо­сов.

Дли­на 21 м, ши­ри­на 6,7 м, осад­ка 1,1 м.

Ях­та на­хо­ди­лась в рас­по­ря­же­нии мор­ско­го ми­ни­стра. В 1806- 1810 гг. пла­ва­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том.

Гвар­дей­ская ях­та - бриг «Нева». За­ло­же­на в 1808 г. в С.-Пе­тер­бург­ском Ад­ми­рал­тей­стве, стро­и­тель ко­ра­бель­ный ма­стер ге­не­рал-май­ор Г.С. Ис­а­ков. Спу­ще­на 17 мая 1809 г.

Дли­на 21 м, ши­ри­на 5,7 м, осад­ка 1 м.

Ях­та пред­на­зна­ча­лась для ве­ли­ко­го кня­зя Кон­стан­ти­на Пав­ло­ви­ча. Она вхо­ди­ла в со­став Гвар­дей­ско­го эки­па­жа до 1831 г.

В 1810-1811 гг. хо­ди­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том. Во вре­мя Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 г. на­хо­ди­лась в Крон­штад­те при ко­ра­бель­ном фло­те, а в 1813 г. пе­ре­ш­ла в Вы­борг. В 1818-1823 и 1828-1829 гг. «Нева» в со­ста­ве от­ря­дов су­дов с ка­де­та­ми и гар­де­ма­ри­на­ми на бор­ту хо­ди­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том.

В 1830 г. ях­та пе­ре­ш­ла из Крон­штад­та в Ри­гу и до 1837-го еже­год­но за­ни­ма­ла бранд­вах­тен­ный пост в устье За­пад­ной Дви­ны. Разо­бра­на «Нева» в 1838 г. в Ри­ге.

Ми­ни­стер­ский га­лет «Тор­нео» был по­стро­ен в 1810 г. в С.-Пе­тер­бург­ском Глав­ном Ад­ми­рал­тей­стве. Стро­и­тель ге­не­рал- май­ор Г.С. Ис­а­ков.

Дли­на 22 м, ши­ри­на 6,9, осад­ка 3,4 м; 14 ору­дий.

В 1811 г. га­лет на­хо­дил­ся на Пе­тер­гоф­ском рей­де. В 1812 и 1813 гг. он чис­лил­ся при ко­ра­бель­ном фло­те, но уча­стия в бо­е­вых дей­стви­ях не при­ни­мал. В 1814и 1817 гг. пла­вал меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том. С 26 июля по 16 ав­гу­ста 1820 г. хо­дил по Фин­ско­му за­ли­ву под фла­гом мор­ско­го ми­ни­стра ад­ми­ра­ла мар­ки­за И.И. де Тра­вер­се «для осмот­ра пор­тов». Разо­бра­ли га­лет в 1825 г. в Крон­штад­те.

В 1816 г. ко­роль Ни­дер­лан­дов по­да­рил Алек­сан­дру I бу­ер, по­стро­ен­ный по об­раз­цу сде­лан­но­го Пет­ром I в Са­ар­да­ме в 1698 г. Его ве­ли­че­ство пе­ре­дал бу­ер в ве­де­ние Гвар­дей­ско­го эки­па­жа, в ко­то­ром он чис­лил­ся, как «Гол­ланд­ский бу­ер № 1». Это бы­ло ма­лень­кое суд­но дли­ной 9,2 м, ши­ри­ной 2,9 м и с осад­кой 1,1 м.

На нем им­пе­ра­тор ча­сто ка­тал­ся по Неве вб­ли­зи Ка­мен­но­го ост­ро­ва. При по­езд­ках Алек­сандра I в Крон­штадт бу­ер все­гда со­про­вож­дал им­пе­ра­тор­ский ка­тер. Каж­дую кам­па­нию бу­ер на­хо­дил­ся на Неве, ис­поль­зо­вал­ся для про­гу­лок чле­нов им­пе­ра­тор­ской се­мьи. Разо­бран бу­ер по­сле 1890 г.

Вза­мен разо­бран­ных в 1814 г. га­ле­тов «Це­ре­ра» и «Пал­ла­да» в том же го­ду на­ча­лось стро­и­тель­ство двух при­двор­ных га­ле­тов, по­лу­чив­ших те же име­на.

Га­лет «Пал­ла­да» за­ло­жен 5 но­яб­ря 1814 г. в С.-Пе­тер­бург­ском Но­вом Ад­ми­рал­тей­стве, стро­и­тель ге­не­рал-май­ор Г.С. Ис­а­ков. Спу­щен 15 июля 1815 г.

Дли­на 22,4 м, ши­ри­на 6,3, осад­ка 2,7 м; 14 ору­дий; 2 мач­ты; 12 ве­сел.

С 1816 по 1829 г. «Пал­ла­да» в со­ста­ве от­ря­дов су­дов Гвар­дей­ско­го эки­па­жа пла­ва­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом, Крон­штад­том и Пе­тер­го­фом. Разо­бра­ли га­лет в 1835 г. в С.-Пе­тер­бур­ге.

Га­лет «Це­ре­ра» за­ло­жен 10 де­каб­ря 1814 г. в С.-Пе­тер­бург­ском Но­вом Ад­ми­рал­тей­стве, стро­и­тель ге­не­рал-май­ор Г.С. Ис­а­ков. Спу­щен 15 июля 1815 г.

Дли­на 21,7 м, ши­ри­на 5,8 м, осад­ка 2,1 м; 14 ору­дий; 2 мач­ты; 12 ве­сел.

В 1819-1828 гг. «Це­ре­ра» в со­ста­ве от­ря­дов су­дов Гвар­дей­ско­го эки­па­жа хо­ди­ла по Фин­ско­му за­ли­ву меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом, Крон­штад­том и Ора­ниен­ба­у­мом. Разо­бран га­лет был в 1830 г. в С.-Пе­тер­бур­ге.

С 1818 до 1834 г. в Гвар­дей­ском эки­па­же со­сто­я­ла ях­та «Го­луб­ка». За­ло­же­на она бы­ла 28 июня 1817 г. на Ох­тин­ской вер­фи. Стро­и­тель пол­ков­ник кор­пу­са ко­ра­бель­ных ин­же­не­ров В.Ф. Сто­ке. Спу­ще­на 28 сен­тяб­ря 1818 г.

Дли­на 21 м, ши­ри­на 6,8 м, осад­ка 2,2 м; 10 ору­дий.

В 1827 г. хо­ди­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Ри­гой. В1829 и 1833 гг. «Го­луб­ка» в со­ста­ве от­ря­дов с ка­де­та­ми и гар­де­ма­ри­на­ми Мор­ско­го кор­пу­са пла­ва­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том.

Тим­бе­ро­ва­на в 1835 г. на Ох­тен­ской вер­фи. В 1836 и 1838-1840 гг. ях­та в со­ста­ве от­ря­дов с ка­де­та­ми на бор­ту хо­ди­ла по Фин­ско­му за­ли­ву. За­тем она ис­поль­зо­ва­лась в ка­че­стве транс­порт­ной ях­ты, в 1841- 1845 гг. до­став­ля­ла про­ви­ант и ма­те­ри­а­лы на ма­я­ки Фин­ско­го за­ли­ва.

«Гол­ланд­ский бу­ер № 2» был по­стро­ен в 1819 г. в С.-Пе­тер­бург­ском Глав­ном Ад­ми­рал­тей­стве. Стро­и­тель ко­ра­бель­ный ма­стер И.В. Ку­ре­па­нов. Имел те же раз­ме­ре­ния, что и «Гол­ланд­ский бу­ер № 1»: дли­ну 9,2 м, ши­ри­ну 2,9 м, осад­ку 1,1 м.

Чис­лил­ся бу­ер в Гвар­дей­ском эки­па­же. Каж­дую кам­па­нию бу­ер на­хо­дил­ся на Неве, ис­поль­зо­вал­ся для про­гу­лок чле­нов им­пе­ра­тор­ской се­мьи.

Га­лет «Тор­нео» за­ло­жен в 1820 г. на Ох­тен­ской вер­фи, стро­и­тель пол­ков­ник В.Ф. Сто­ке. Спу­щен 7 мая 1821 г.

В 1822-1825 гг. хо­дил меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том под фла­гом на­чаль­ни­ка Глав­но­го мор­ско­го шта­ба ви­це-ад­ми­ра­ла А.В. фон Мол­ле­ра В 1827-834 гг. га­лет, в со­ста­ве от­ря­да су­дов Гвар­дей­ско­го эки­па­жа, хо­дил по Фин­ско­му за­ли­ву. 10 июня 1827 г. «Тор­нео», под штан­дар­том им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая I, про­во­жал от Крон­штад­та до Крас­ной Гор­ки эс­кад­ру ад­ми­ра­ла Д.Н. Се­ня­ви­на, от­прав­ляв­шу­ю­ся в Ан­глию. 30 ав­гу­ста 1834 г. с от­ря­дом су­дов Гвар­дей­ско­го эки­па­жа он во­шел в Неву, где участ­во­вал в це­ре­мо­нии от­кры­тия па­мят­ни­ка им­пе­ра­то­ру Алек­сан­дру I (Алек­сан­дров­ская ко­лон­на на Двор­цо­вой пло­ща­ди). В 1832-1835 гг. хо­дил меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том. Тим­бе­ро­ван в 1836 г. В 1837 и 1838 гг. пла­вал меж­ду пор­та­ми Фин­ско­го за­ли­ва, участ­во­вал в ма­нев­рах фло­та В 1839-1845 гг. в со­ста­ве от­ря­дов хо­дил с ка­де­та­ми Мор­ско­го кор­пу­са по Фин­ско­му за­ли­ву.

В 1826 и 1831 гг. на Ох­тин­ской вер­фи пол­ков­ни­ком В.Ф. Сто­ке бы­ли по­стро­е­ны две од­но­тип­ные при­двор­ные ях­ты. Они име­ли во­до­из­ме­ще­ние око­ло 163 т; дли­ну 22,9, ши­ри­ну 6,8, осад­ку 3 м; во­ору­же­ние - 14 ору­дий.

«Друж­ба» бы­ла за­ло­же­на 11 но­яб­ря 1825 г., спу­ще­на 10 мая 1826 г. Стро­и­лась для им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая I. На ях­те им­пе­ра­тор ино­гда хо­дил по Фин­ско­му за­ли­ву.

В 1826-1827 и 1832-1834 гг. в со­ста­ве от­ря­дов с ка­де­та­ми и гар­де­ма­ри­на­ми на бор­ту пла­ва­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том. Тим­бе­ро­ва­на в 1836 на Ох­тин­ской вер­фи. В1836-1837 гг. на­хо­ди­лась в рас­по­ря­же­нии ве­ли­кою кня­зя Ми­ха­и­ла Пав­ло­ви­ча. В 1838-1848 гг. в со­ста­ве от­ря­дов хо­ди­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том. Разо­бра­на в 1848 г.

Спу­стя пять лет бы­ла по­стро­е­на од­но­тип­ная ях­та «Нева». За­ло­же­на 25 ав­гу­ста 1830 г., спу­ще­на 25 ав­гу­ста 1831 г.

В 1832-1846 гг. «Нева» в со­ста­ве от­ря­дов на­хо­ди­лась в пла­ва­ни­ях меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том с ка­де­та­ми Мор­ско­го кор­пу­са на бор­ту. 30 ав­гу­ста 1834 г. в со­ста­ве от­ря­да су­дов Гвар­дей­ско­го эки­па­жа во­шла в Неву для уча­стия в це­ре­мо­нии от­кры­тия па­мят­ни­ка Алек­сан­дру I (Алек­сан­дров­ская ко­лон­на на Двор­цо­вой пло­ща­ди). Тим­бе­ро­ва­на в 1841 г. на Ох­тен­ской вер­фи.

В со­став Гвар­дей­ско­го эки­па­жа вхо­ди­ла и шху­на «Опыт». За­ло­же­на она в 1818 г. на Ох­тен­ской вер­фи. Стро­и­тель пол­ков­ник В.Ф. Сто­ке. Спу­ще­на в 1819 г.

В 1820-1829 гг. шху­на в со­ста­ве от­ря­дов на­хо­ди­лась в прак­ти­че­ских пла­ва­ни­ях в Фин­ском за­ли­ве с гар­де­ма­ри­на­ми Мор­ско­го кор­пу­са. Разо­бра­на шху­на в 1830 г. в Крон­штад­те.

Вме­сто ис­клю­чен­ных из со­ста­ва фло­та при­двор­ных яхт «Друж­ба» и «Нева» стро­ят­ся но­вые с те­ми же на­зва­ни­я­ми. Они та­к­же бы­ли при­пи­са­ны к Гвар­дей­ско­му эки­па­жу.

Ях­та «Друж­ба». За­ло­же­на 24 ок­тяб­ря 1847 г. на Ох­тен­ской вер­фи. Стро­и­тель ко­ра­бель­ный ма­стер пол­ков­ник И.А. Амо­сов. Спу­ще­на 8 мая 1848 г.

Дли­на 24,7 м, ши­ри­на 6,8 м,  сад­ка 2,9 м; 12 ору­дий.

В 1849 и 1851 гг. пла­ва­ла меж­ду С.-Пе­тер­бур­гом и Крон­штад­том. Во вре­мя Крым­ской вой­ны 1853-1856 гг. на­хо­ди­лась в Крон­штад­те.

Продолжение следует

Фото и текст тут https://www.facebook.com/photo?fbid=4170501176347225&set=pcb.367129968072157

Previous post Next post
Up