Feb 06, 2011 13:29
Одна из лучших немецких опер - Гензель и Гретель Энгельберта Хумпердинка. В основу либретто легла садистская сказка братьев Гримм; для оперы её очень интеллигентно превратили именно в детскую сказку. Я очень жалею, что этого сочинения не было в моём детстве (я услышал его, когда мне было тридцать). Гензель и Гретель столь прекрасна, что способна повлиять на мировосприятие, даже воспитать человека, изменить всю его жизнь. Я не шучу (по крайней мере, в данном случае).
Гензель и Гретель плохо знают в России - ну не приветствовали в советское время всё, что хоть как-то связано с Рождеством. Хотя интересно, что до Революции её ставили в театре Мамонтова; либретто тогда перевёл на русский язык Илья Тюменев (это автор теста опер Римского-Корсакова - Царской невесты и Пана воеводы), а декорации писал Врубель.
В Германии же и вообще в Европе Гензель и Гретель очень популярна, её записывали Караян (я, собственно, и слушаю его запись 1953 года), Клюитенс, Шолти, Колин Дэвис, Юровский-младший, Вельзер-Мёст, Маккерас. И это очень правильно: мне кажется, что полюбить в детстве эту оперу - значит полюбить вместе с ней и музыку вообще.
В опере Гензель и Гретель совершенно удивительная атмосфера: все эти искрящиеся мягким юмором как бы народные песни, длинный и невероятно нежный дуэт пианиссимо в конце второго акта, который подхватывает оркестр и превращает в полнокровное оркестровое интермеццо, какая-то нереальная доброта и человечность, сквозящая в каждой ноте. Недаром этой оперой восхищались и Рихард Штраус (дирижировавший премьерой), и Малер.
Историю детской оперы открыли в XIX веке Хумпердинк (Гензель и Гретель) и Римский-Корсаков (Сказка о царе Салтане). И, кажется, сразу же закрыли её: потому что ничего столь же гениального в этом жанре, я полагаю, создать просто невозможно. И, кстати, очень жаль, что в России так редко ставят Салтана. Это чудовищное упущение, какая-то абсурдная диверсия против русской культуры.
p.s. Перечитал то, что написал. Какой же я, однако, восторженный.
музыка,
Германия