В возрасте 6 лет самиздатовским способом я выпустила первый сборник своих стихов. Это был трёхтомник с оригинальным названием "Стихи хи-хи-хи". Больше всего моему книгоизданию способствовал папа. Именно он стал моим первым читателем и вдохновителем. И, что говорить, стенографистом тоже. Потому что к моменту создания первого тома писать я еще не умела...
Наверное, стихотворно-юмористический жанр моего творчества папу тогда действительно покорил. Во всяком случае, не могу представить, чтобы сейчас, отложив личные дела, отец занялся увековечиванием моих работ. Ему и блог-то мой читать некогда. А в ту замечательную пору, когда всё начиналось, он мною гордился. И вдохновлял, и продвигал, и способствовал сохранению моего культурного наследия.
Что же так привлекало в моих стихах сорокалетнего мужчину? Чем вдохновила его поэзия шестилетней девочки? Пытаясь разгадать эту загадку, я совершила экскурсию в ящик моего детства. Здесь уже много лет бережно хранится архив моих рукописей: книги маленькие, книги средние и книги большие...
Кому пряники, а кому архивы с рукописями! :)
С замиранием сердца открываю первую коробку - со сделанной отцовской рукой надписью "Книги маленькие". Попутно сглатываю слюну - знакомая до боли бумажная упаковка напоминает о любимом кондитерском изделии производства хлебозавода Московского района г. Ленинграда. Пряник давно уже съеден, а коробка идеально сгодилась для собрания сочинений. :)
Манускрипт конца XX века. Вот он, мой первый трёхтомник! :))
С умилением открываю первый том. В нём всего 6 стихотворений. Есть детские иллюстрации. И... - о, Боже! - оценки... Это мой внутренний критик, движимый манией строго судить всё и вся, делал пересмотр своего творчества лет эдак в 9 и с пристрастием расписался под собственными творениями. Троек понаставил много, но отдельные стихотворения пощадил. К этим-то высоко оцененным шедеврам поэзии мы и обратимся сегодня.
"Опять тройка". Цензура внутреннего критика.
Стихи "хи-хи-хи" (избранное)
***
Грибок, грибок
Покупал пирожок.
Запивал чайком
И заснул тайком.
***
Пианино мы купили.
Целый год его хранили.
Прискакал зайчонок белый:
"Пианино, где ты, где ты?"
И спросил зелёный ёж:
"Пианино продаёшь?"
***
В корзинке лежала трава.
- Трава! Ты трава-мурава?
- Нет. Я не трава-мурава.
Я трава сельдерера.
А мурава уехала в гости вчера.
Вот как, Тамарочка.
***
Ножницы танцуют на полу.
Ножницы танцуют танец "Ре-ку-ку".
- Милая Ножонка, не угодно ль вам
Станцевать танец "Там-тарам"?
***
За рулём сидит собачка, хе-хе-хе.
Собачка привязала тачку, хе-хе-хе.
Тачка ехала, ехала и домой уехала.
А собачка к себе поехала.
***
В шкафу лежали брючки,
Штучки, дрючки, закорючки...
А еще была игра.
Брунди-фунди тра-ра-ра.
***
Жила в лесу кукушка - кукушка-озорнушка.
А у неё подружка - лягушка-озорнушка.
Шалили две подружки, шалили всё, шалили.
Допрыгались петрушки! Всё-всё перекрутили!
Мне любопытно теперь прослеживать, кто вдохновлял мою музу в те годы. В шестилетнем возрасте я этого, конечно, не осознавала. Но, имея в наличии книги и пластинки того времени, могу заметить, что совершенно точно подражала Юнне Мориц. Сравните, например, её стихотворение "Весёлая лягушка" с моими:
Веселая лягушка (Юнна Мориц)
Весёлая Лягушка
Жила в одной реке,
Вверх дном её избушка
Стояла, бре-ке-ке!
Избушка не стояла,
А кверху дном плыла,
Но это не меняло
Лягушкины дела!
Избушка кувыркалась,
Лягушка развлекалась,
В зелёном сарафане
Плясала, пара-пам!
Она двумя руками
Играла на баяне,
Она двумя ногами
Стучала в барабан!
Унылые лягушки
Томились и страдали,
В зелёные подушки,
Ква-ква, они рыдали.
И счастья не видали
Унылые лягушки!
Из них и получились
Унылые старушки.
Они бубнят уныло
И стонут вдалеке:
- Ква-ква, к дождю заныло
В спине, в ноге, в руке...
А бодрая старушка,
Весёлая Лягушка,
Как вспомнит, что с ней было, -
Хохочет, бре-ке-ке!
Она двумя руками
Играла на баяне,
Она двумя ногами
Стучала в барабан!
Избушка кувыркалась,
Лягушка развлекалась,
В зелёном сарафане
Плясала, пара-пам!
В шестилетнем возрасте меня особенно привлекал ритм в этих стихах. И - смелость, игра, с которой Юнна Мориц придымывала новые слова! Ведь в стихотворном творчестве самое сложное - подобрать идеально вписывающуюся рифму. Если бы не пример Юнны Мориц, я бы никогда не решилась писать сама. Ритм я почувствовала довольно рано. А подбор рифмующего слова всегда представлял для меня сложность. Поэтому всякие "хи-хи-хи" здорово выручали. А еще - они были задорными и смешными. Наверное, тем и нравились моему папе. Ведь, я помню, он от души смеялся! :)
Папа и его повзрослевшая дочка, 2002 год
Сейчас я смотрю на это стихотворение Юнны Мориц взрослыми глазами и понимаю, что многому еще могла бы у неё поучиться. Я открываю в нём и смысл, и авторский замысел, и определенную жизненную философию. И даже строю догадки об отношениях поэтессы с окружающими людьми. А кто, вы думаете, прячется под шкурками тех самых унылых лягушек? Может, это были критично настроенные поэты-теоретики, у которых, по их мнению, "избушки" стояли как надо, и которым не нравились всякие "бре-ке-ке" да "пара-пам" в стихах свободолюбивой, неупорядоченной Юнны? Или, может, это были современники жизнерадостной поэтессы, у которых избушки, как и у многих людей в то советское время, "плыли квверху дном", но они слишком много внимания уделяли недостаткам системы, не умели радоваться? Впрочем, унылые лягушки живут во все времена. И прелесть этого стихотворения в том, что оно актуально и сегодня.
А вам нравятся стихи в жанре "хи-хи-хи"? :)