Родитель, Ребёнок и Взрослый: знакомство и тест

Dec 06, 2013 01:38


- Скучно! - поморщился Малыш, пробежав глазами последние записи этого журнала. - Я бы всё переделал!
- Ну, почему сразу «скучно»?.. Читатель должен видеть серьёзность намерений автора, - заметил Родитель.
- Читатель сочтёт, что автор - большой зануда! Разве мы пишем для деловых людей?
- Я бы так не сказал…
- Для чего тогда эта серьёзность? Всякие умные слова о «бестселлерах» и «писателях»?.. Разве ты сам не умеешь писать?
- Умею, конечно… То есть, не так, чтобы для бестселлеров… Но пойми, Малыш! Читателю важно, чтобы публикуемая информация шла от авторитетных лиц.
- «Информация», «авторитеты»… Все эти слова придумали бездушные люди в пиджаках! Где радость творчества, свобода, экспромт? Куда делся полёт фантазии?
- Должен же кто-то называть вещи своими именами, - оправдывался озадаченный Родитель. - И вообще! Прекрати эти капризы. Я лучше знаю, как положено, и что надо делать.
- Ты такой же сухарь, как эти пиджаки! - обиделся Малыш. -  Тебе никогда не было дела до моих чувств. Никогда! Это нарушение Личностной Гармонии! Я всё Взрослому расскажу…
- Нет, дорогой. Это я расскажу Взрослому, как ты распустился. Тоже мне, Пуп Земли! Вечно все должны вокруг него прыгать!

Такие диалоги в моём сознании - не редкость.  Нет, это не шизофрения. :) Я могу прекратить их в любой момент, как только вспомню, что право последнего голоса принадлежит справедливому Взрослому. Что Малыш во мне - это жизнерадостный хранитель детства. А Родитель - старательный ревнитель доброчестия. И всё же, откуда они взялись в моей голове?

Чтобы разобраться с тем, как устроено личностное строение человека, я воспользовалась статьёй с сайта о трансактном анализе - теории, основанной психотерапевтом Эриком Берном. Приведу оттуда несколько интересных цитат.

***
Родитель, Взрослый и Ребёнок - есть в каждом из нас. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми и почему они по-разному ведут себя с нами.

На своих терапевтических сеансах Эрик Берн обратил внимание, как меняется голос, тембр, интонации, когда пациенты рассказывают свои истории: в какой-то момент они начинают говорить другими голосами - то звонкими, напоминающими детские, то суровыми или поучающими, как мог бы говорить недовольный поведением ребёнка отец. Наблюдения за пациентами и за самим собой привели Берна к предположению, что изменение голоса связано с разными состояниями «Я» (эго-состояниями), в которых находятся пациенты. Психотерапевт выделил три таких состояния и назвал их Родитель, Взрослый и Ребёнок. Затем был создан метод трансактного анализа, который изучает наши контакты с другими людьми в разных состояниях нашего «Я». Эрик Берн считал, что в каждый момент общения с собой или с окружающими мы находимся в каком-то из этих состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения, как Взрослый, требуем или заботимся, как Родитель, фантазируем, капризничаем или слушаемся, как Ребёнок.

Три состояния нашего «Я» - это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребёнком мы становимся в тот или иной момент, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. Для некоторых из нас привычно только одно из этих состояний - такие люди со всеми общаются, как послушные дети, или, наоборот, исключительно как взрослые, не позволяя себе поиграть или обидеться.

Выстраивая отношения с позиции Взрослого, мы руководствуемся принципами реальности, умеем находить компромиссы, мы объективны, самостоятельны и действуем на основе собранной информации, а не только собственных желаний или общественных предписаний.

Когда в человеке начинает действовать Родитель, это означает, что главным для него в этот момент становятся требования его собственных родителей, которые он слышал, будучи маленьким, или интонации других людей, которые в детстве были его кумирами - это может быть любимый музыкант или даже литературный герой.

Третья наша ипостась - Ребёнок. В ней отголосок нашего детства: тех чувств и потребностей, которые мы испытывали, когда были детьми. Ребёнок просыпается в нас не только в процессе ученичества, но и когда мы говорим со своими родителями - многие замечали, что голос при разговоре с отцом или матерью ставится выше, звонче - таким, каким был в детстве. Таким же голосом чувствующие себя детьми подчиненные разговаривают с начальниками - но как только они начинают ощущать себя Взрослыми, в беседе с руководителем «прорезается» их настоящий голос.

Все три эго-состояния необходимы здоровой и гармоничной личности. Родительское состояние "отвечает" за культурные и нравственные цености и убеждения, а также необходимо для воспитания детей. Взрослое состояние необходимо для разумных и зрелых суждений, объективной обработки информации. Детское состояние дарит радость творчества, самовыражения, интуиции.

***
На том же сайте я нашла интересный тест, который может пройти любой желающий. Тест позволяет увидеть соотношения Взрослого, Родителя и Ребёнка в нашей личностной структуре и понять, кто из них больше нуждается в нашей помощи.

Вот, например, какие результаты получились сегодня у меня:

Результаты:
Ребёнок (Ре): 21%
Взрослый (В): 51%
Родитель (Р): 28%







Ре
В
Р

При трактовке результатов теста его авторы рекомендуют обратить внимание на соотношение эго-состояний друг с другом. Ряд исследователей считают, что оптимальны два варианта:
1). на эгограмме наиболее выражено Взрослое состояние, а Ребёнок и Родитель имеют несколько меньший вес и примерно равны.
2). все состояния выражены приблизительно в одинаковой степени


Не самой удачной следует считать ситуацию, когда на эгограмме Ребёнок или Родитель превышает Взрослого:
- если наиболее силен Ребёнок, то существует вероятность, что в личности преобладают инфантильные качества. Такой человек может быть лишен рассудительности, чувства ответственности (либо напротив - гиперответственнен), этических норм (если при этом Родитель выражен слабо);
- если наиболее силен Родитель, то велика вероятность, что такой человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а также, возможно, гиперопеке над окружающими.

PS. Похоже, мне стоит "подкачать" моего  Ребёнка. :) А какие результаты получились у Вас?

трансактный анализ, тест, внутренний ребёнок, самопознание, структура личности

Previous post Next post
Up