В университете, где я обучаюсь психологии, студентов учат писать качественные статьи. Для кого-то это первый опыт творчества. Для других - оттачивание уже имеющегося навыка. Я принадлежу ко вторым. Но хорошо помню, с какими муками и сомнениями создавала первые тексты. И хочу поделиться подсказкой, которую дала своей сокурснице - начинающему автору. Вдруг кто-то из читателей моего блога тоже пробует писать?
Этот искренний "крик души" я обнаружила сегодня на университетском сайте. Речь идёт о выполнении задания, при котором требуется оформить статью по правилам, с соблюдением чёткой структуры. Что для начинающего автора - настоящее испытание:
"У меня ещё со школы были трудности с написанием художественных статей (сочинений), - признаётся моя сокурсница М. - Совсем недавно осмелилась, стала пробовать писать. В основном отчёты по заданиям в университете, свои выводы и размышления. Мне понравилось, потому что писала, что хотела и как хотела.
Теперь, когда нужно вставить текст в рамки правил (короткое введение, одну главную мысль, простое обоснование, понятную иллюстрацию и вывод) меня опять переклинило. Мне трудно понять, где что в моём потоке сознания, который я зафиксировала на бумаге. То есть я, вероятно, смогу это сделать, но придётся убрать части текста, которые нельзя отнести ни к одному из разделов, а служат для передачи моих эмоций и настроения. Что печально. Так как, мне казалось, они вносят некую лёгкость, оригинальность, индивидуальность в моё повествование.
ЧТО ДЕЛАТЬ - ТО????????????????????
ПИСАТЬ ИЛИ НЕ ПИСАТЬ?"
Ниже публикую свой ответ:
"Дорогая М.! Ваши переживания по поводу не вмещаемых в форму эмоций мне созвучны. Что важнее - форма или содержание? Вопрос провокационный. Потому что важно, на самом деле, и то, и другое.
Думаю, первый шаг - писать то, что просится из души наружу. Ну, и пусть оно неровное, непричёсанное, бесформенное получилось! Дети тоже рождаются грязными, непокладистыми и с криком. Главное - родить! :) А уж потом этого "ребёночка" можно и умыть, и успокоить, и запеленать. Это - второй шаг, о котором скажу подробнее.
Как "умыть"? Удалить всю ненужную "грязь". Лишенные смысловой нагрузки слова и фразы, усложнящие структуру и удлиняющие предложения. Сюда же могут относиться и целые ненужные абзацы (так называемая "вода"). Привелось "ребёночку" с ними родиться - такова природа. Но мы наводим красоту и чистоту - чтобы глазки читателя радовались тексту и бежали по нему легко.
Как "успокоить"? Чуточку сбавить градус эмоций. Если "ребёнок" плачет - помогаем ему
принять этот мир таким, какой он есть. Убираем слова из
лексикона "Жертвы" и проявления
игры в беспомощность. Если "младенец" громко кричит и вопрошает (по несколько вопросительных и восклицательных знаков разом выдаёт), прибираем лишние знаки пунктуации, чтобы текст звучал спокойнее (читатель-то рядом - ему и одного знака достаточно, чтобы услышать).
И наконец - "запеленать". Посмотрим, какие у "новорожденного" имеются части "тела". "Голову" с её важными мыслями бережно разместим наверху - во введении и после. Способствующие логическому завершению "пяточки" выведем книзу - где вывод. Обернём в стройные тезисы непослушные мысли-"ручки". Выпрямим и аккуратно уложим живые "ножки"-иллюстрации.
Глядишь, получился чудесно упакованный ребёнок-подарок! Теперь можно звать читателей и всем вместе любоваться. :)
Популярный в Интернете кадр с названием "Мама меня впервые запеленала" :)
Придавать форму статьям - то же, что пеленать ребёнка.
Сноровка и красота приходят с опытом! ;)
А вообще "плоды" души - это в любом случае драгоценно! Так что продолжайте дарить свои тексты миру! :) А мы, читатели, поможем навести красоту. ;)"