Эффективная форма обратной связи

Jan 16, 2015 16:30



Одна из полезнейших вещей, которым меня научили на курсах коучинга - использование эффективной формы обратной связи. Обратная связь - это информация, которую мы даём друг другу в процессе общения. Её также используют для записи ценных пометок себе. Начали, например, заниматься спортом каждый день - что-то получается, а что-то нет. Хочется учесть это. То же и в отношениях с людьми. Полезно фиксировать результаты переговоров на работе и дома, вести записи по ходу ведения проектов или работы над собой. И сегодня я хочу рассказать, как эффективнее эту информацию представлять. Потому что способ подачи информации чрезвычайно важен. Он может либо вдохновлять нас к дальнейшему действию, либо, напротив, убивать желание продолжать начатое.

Что обычно хочется отметить человеку по результатам приобретения нового опыта? Как правило, это эмоции и выводы. Они бывают положительные и не очень и зависят от того, с какой стороны на ситуацию посмотреть. Пессимистически настроенные люди, сколько не доливай в стакан капель, будут считать его недостаточно полным. И однажды устанут заполнять стакан, бросив дело на полпути. Оптимисты, напротив, радуются тем каплям успеха, которые падают в стакан их опыта. И эта радость даёт им силы завершать начатое. Поэтому всегда эффективнее использовать позитивный подход - давать такую обратную связь, в которой содержатся лишь положительные эмоции и выводы.

На курсах коучинга нас этому учили на практике в тройках. Мы распределялись по ролям. Один человек "коуч", второй "клиент", а третий участник - "ангел", наблюдающий за работой первых двух и помогающий давать им обратную связь.

В один из первых дней обучения мне выпало выступить "коучем" для отработки техники, которую я не успела понять. Я с самого начала знала, что наделаю ошибок. Но когда пришлось со всей своей некомпетентностью "ввязаться в бой", результат огорчил меня вдвойне. Я чувствовала полный провал. Но в конце практики "ангел" задал мне эффективные вопросы для обратной связи.

Вопрос 1. Что сегодня было хорошо, получилось?

"Ничего",  - ответила я и чуть не заплакала. Я была так сильно огорчена неудачей, что не видела ничего хорошего.  Тогда "ангел" тактично напомнил мне, что со мной всё в порядке (так как я еще только учусь, и ошибки неизбежны) и предложил назвать те маленькие шаги вперёд, которые я сделала  в процессе практики.

Их оказалось сразу несколько:
1. Опробовала новую технику
2. Набила шишек, и теперь знаю, над чем конкретно работать
3. Попробовала делать то, чего боялась, и теперь мне уже не так страшно

К тому, что я перечислила, внимательный "ангел" добавил еще несколько положительных моментов, которые легче заметить со стороны. Например, то, что я всё-таки старалась и стремилась довести начатое до конца. А вежливый "клиент" отметил качество, проявленное мною в работе, которое можно назвать моей сильной стороной.

В результате перечисленного настроение быстро пошло вверх, и теперь даже интересным показалось отвечать на следующий вопрос "ангела".

Вопрос 2. Что можно улучшить?

Идеи для ответа на этот вопрос нашлись сразу. Ведь я уже набила "шишек". А там, где больше всего болит, обычно и прячутся наши зоны роста. Их тоже оказалось несколько:

1. Учиться радоваться маленьким успехам, помня, что во время обучения неизбежны провалы
2. Получше изучить новую технику, чтобы больше не испытывать стыда перед клиентами
3. Смелее "ляпаться мороженным", чтобы скорее приобрести необходимые навыки и опыт (это наши преподаватели так говорят о процессе обучения, ставя в пример детей, не боящихся испачкаться мороженным, когда едят его с удовольствием)

Тут "ангел" с "клиентом" тоже дали свою обратную связь и назвали моменты, видные только им, в которых я уже сейчас могу начать действовать иначе. Мысль о совершенствовании конкретных действий здорово меня вдохновила.

На этом мы и закончили нашу практику. Но для того, чтобы достичь наибольшего результата, полезно задать себе третий вопрос.

Вопрос 3. Какие шаги по улучшению я предприму в ближайшее время?

Здесь лучше назвать конкретные действия, которые возникло желание сделать, и уточнить время и обстоятельства, когда они будут сделаны (лучше в ближайшие трое суток).

Например:
1. Завтра утром, сразу после зарядки, перечитаю конспект и изучу порядок техники "от и до".
2. В ближайшую пятницу, после обеда, напишу в блоге статью об эффективной форме обратной связи, чтобы научиться радоваться маленьким успехам.
3. В субботу вечером потренирую новую технику на подруге Оле (если она согласится).

Вот и вся форма. Надеюсь, вы, как и я, заметили, насколько она поднимает настроение и веру в успех, а также настраивает на выполнение конкретных действий.

Попробуйте в ближайшие 72 часа применить эту форму обратной связи в общении с близкими, коллегами или для отметки своих достижений в любимом деле. И напишите, что оказалось для вас самым ценным в её использовании. :)

позитивная психология, эффективность, опыт, обратная связь, техники, коучинг

Previous post Next post
Up