Про богинь и явные силы

May 31, 2012 22:09


Неймется мне. Вот начитаешься Фейсбука на ночь… Что ли написать про очередную Драму_talk? Лето уже, а мы все никак не успокоимся. Итак, в понедельник была внеочередная читка в «Безухове» пьесы Максима Курочкина с режиссерским участием москвички Ольги Лысак и тех нижегородских режиссеров, которые участвовали на некоммерческих началах в этом проекте и выступили на сей раз в роли актеров. Я оставила «москвичку» в  определении режиссера, потому что и пьеса и ее прочтение мне показались



нездешними, в смысле - не нижегородскими. Может, в этом причина вялого обсуждения? Немножко «не про нас» если говорить о сообществе «Безухова». Хотя, мне кажется, и у нас тут тоже можно было найти общее с героями. Одну лямку тянем.

Поэтому я и хотела больше про пьесу написать. Мне, хоть я  и не москвичка, очень все показалось понятным и до боли выстраданным. Сначала я думала, что название пьесы «Про сюжетчицу Милу и ее резервную, неактивированную копию» немного неправильное (к тому же довольно длинное и неудобоваримое). И в пьесе, и в читке «одеяло тянул» на себя муж Милы (сыгранный-прочитанный Львом Харламовым) а вовсе не скромная героиня (за которую читала Елена Фирстова). Но проанализировав свои ощущения, пришла к выводу, что пьеса названа правильно! Именно Мила «богиня явных сил» в данном случае - и жертва, и герой. Герой - в смысле «нашего времени». Очень знакомый и знаковый образ: женщина, приспособившая к обстоятельствам себя, свои профессиональные компетенции и дюжий интеллект.  Она все знает про убожество поп-индустрии (производство сюжетов для сериала), но готова с ним смириться и зарабатывать в этих условиях, и более того - применить к этому«полезному делу» мужа, когда-то бывшего способным литератором. «В хозяйстве все пригодится» - лозунг Милы.. «Лишь бы в семье доход был», на ремонт хватало, дети не плакали. Профессиональные амбиции подождут, потребителям все равно, что потреблять. Лишь бы не было войны. А ведь действительно, иначе-то как?  Куда еще со своими мозгами в век поголовного одебиливания, если хочешь выжить и быть не хуже всех (а может быть, просто свести концы с концами)? У вас есть ответы? У меня нет! Пытаешься сделать не «продукт», а текст, не журнал, а культурную площадку, организовать не фотосъемку а шедевр, а тебе говорят - будь проще, не надо нам! Мы еще на филфаке восьмидесятых любили шутку «будь проще, и массы потянутся к тебе». Вот и потянулись. Они к нам, мы - к ним. И этот "конфликт" плохого с худшим - он очень московский и одновременно наш, потому что и у нас тоже понемногу в ту сторону идет.

И вот она, Мила то есть, пишет сериалы, печет их как пирожки и даже находит оправдание своей работе, увлекается процессом (как все мы), а тут вдруг начал брыкаться муж. То есть он проявляет признаки человека думающего, плюс приметы участника маргинального арт-сообщества (мне так показалось в концепции автора). Поначалу вяло, а в течение пьесы увереннее муж Милы жалеет друга-бабника, не парится о деньгах и даче другу в долг, не обновляет свою «резервную копию» и пытается вести себя «неформатно» и даже «как мужчина».. С этой копией замечательная сюжетная линия выстраивается. Те кто читал в своем пионерском детстве фантастику, с полуслова понимают - клоны людей, сохранившие их образ мышления (вспоминается книжка «Обмен разумами», хотя немного о другом) - замечательный повод поговорить о том, что главное в нас, что меняется со временем и чем определяется суть человека. Клон - что-то вроде странички в социальной сети. Ты умрешь - она останется, и еще долго будут работать «на тебя» (или на бизнес, кому что больше надо). Короче клон Милы в ее отсутствие (поездка в другой город) довел ее идеологию «все в дом» до полного идиотизма, повторяя одни и те же ключевые фразы, оставленному дома мужу. И… тем самым побудил к агрессивным действиям (в отношении клона). Мирный интеллигент с бейсбольной битой под мышкой - это самая сильная «сцена» читки, если можно так выразиться. Леве бита очень идет! С эпизодом с битой соперничает еще одна сцена, чуть ранее. Когда к остервеневшей Миле, собирающейся к больной тете в другой город, подходит «некто» (в читке его озвучил мальчик, сын режиссера) и спрашивает о том, почему-то она себя так непредсказуемо ведет, без корысти навещает родственницу, не вписывается в образ.

А что, действительно, трудно ждать особого гуманизма от создателей телевизионной жвачки! В этом с автором пьесы я солидарна. Человек перестает быть человеком, там, где мысль убивают, а не генерируют, как ни пытаются оправдаться отдельные выпускники сценарного факультета ВГИКа или просто подрабатывающие на писании сюжетов филологи и прочие гуманитарии (ну вот была попытка вовлечения в эту деятельность).

На обсуждении режиссер из Москвы высказала еще одну заветную мысль: пьеса, написанная, кажется в 2006-м, успела «устареть», вот там уже почти несуществующая как символ мышления пожилого человека КПРФ упоминается и запаянный бандитами в багажник машины друг. Я думаю, пьеса устарела по иной причине. Люди, которые пишут сериалы сейчас, уже вообще не рефлексируют, не кручинятся о том, что творят и уж тем более не размахивают бейсбольными битами. Они валят и валят свою продукцию. Согласно общему плану. Потому что еще в 2006-м там, в ящике, была какая-то, смутно улавливаемая «движуха», а сейчас - все, полный трындец, пустыня духа. В этом смысле мне более близок финал пьесы, озвученной в предыдущем «прочтении», пьесы про Милу (ой, то есть про Юлю, вот бес попутал! спасибо Льву Харламову - поправил) и Наташу, обруганную за плохой текст.

Короче говоря, организаторы «шоу» под названием «Драма_talk» разошлись не на шутку и грозятся еще и круглым столом. Но мне кажется, все разговоры и круглые столы можно вести в плоскости Интернета, а для публичного показа лучше оставить сложившийся у нас в Нижнем жанр постановки с «репликами». И еще было бы неплохо подготовить одного, но хорошего, читающего пьесы перед обсуждением модератора (мысль не моя, а Востоковой Елены).. Честное слово, так лучше будет.

Драма_talk

Previous post Next post
Up