Инишмаан - через два "а"

Apr 10, 2012 12:30


Вчера ходили с Аней на «Калеку с острова Инишмаан», в постановке Елены Фирстовой на малой сцене ТЮЗа. Получили урок толерантности по «сценарию» ирландца Мартина Макдонаха. Обсуждали по пути домой, Аня … горячо благодарила меня, что особенно ценно учитывая ее возраст и временами прорывающееся  - нечто вроде  «мама - «нафталин». Надо не забыть сказать «спасибо» Льву Харламову harlamov_lev за рекомендацию сходить именно тюда (



под катом - рецензия).

Спектакль поставлен в  нашем ТЮЗе  в 2007-м, в 2008-м получил приз на Евстигнеевском фестивале, но как-то мимо меня прошли все тогдашние рецензии в прессе, если и были. Вот что интересно - пять лет существования постановки - и полный малый зал ТЮЗа (кажется, все-таки, был один класс старшеклассников с учительницей), и в этом самом зале ощущалось живое восприятие непростого текста обычным таким, «непремьерным» зрителем, даже блондинками, которые опоздали после антракта.

Действительно хорошая европейская пьеса, может быть модная, хлесткая, «живая», задевающая больные нервы, в адекватной постановке, декорациях, костюмах, с нормальной музыкой. Я бы, наверное, не стала много об этом писать, но вот как раз позавчера в  моем журнале зазвучала тема «не такой как все» (несколько в другом виде, но все же) и вызвала… горячее обсуждение женщин, с которыми мне проще найти общий язык. Зритель у нас в городе по преимуществу женский (а теперь еще говорят о женской режиссуре), но тема пьесы как раз о становлении мужского характера, так что интересно может быть всем: мамам мальчиков и девочек, собственно юным зрителям, страшно сказать - молодым людям (театр в формате свидания никто не отменял). Вопрос, сколько еще просуществует спектакль - конечно интересный, но пока идет.

Я тоже получила свой урок - напоминание о том, что покидая Родину (малую или большую), ты несешь ее в себе. Так стоит ли драпать? (я имею в виду Москву, как вы понимаете).

Об игре тоже, наверное, надо.  Очень хороши все. Ну, даже не знаю, кого критиковать. Олег Фаттахов? (я просто его помню молодым, потому первым назвала). Да нет, он понятен, хотя, кажется, разок слегка сбился с текста, но легко все было списано на нераскуренную трубку. Ольга Пыжова? (программку не купила, если верить фото на сайте - это она играла одну из главных ролей). Немножко вспоминалась предыдущая постановка Фирстовой «Я не вернусь», и хоть фактуру, видимо, никуда не денешь,  взрослым лицом управляла юная и трепетная особа.

Исполнитель роли «калеки»  - Евгений Козлов? Ему кажется, не зря премию за эту роль дали. Обе тетки настолько хороши и выразительны в своих шляпках и с аккордеоном, можно просто на них любоваться, когда они молчат. Пьеса - как бы о 30-х годах, ну с "винтажем" тут все в порядке. С паузами все нормально - они не затянуты, иногда, задним числом вспоминая интонации некоторых актеров, думала о некой "детскости", "тюзовости" что ли, но, может быть, я придираюсь ? Беда в том, что я в театр пол- взрослой жизни хожу именно на детские спектакли. Так что не надо воспринимать меня как "критика с опытом", он у меня весьма своеобразный. Я следила за реакцией Ани, мне казалось, она будет смеяться над Пустозвоном. Я бы смеялась. Ан нет, она что-то не просекла. опять же весна, наверное, виновата, смс-ки в антракте, она не сразу въехала в концовку, на мой взгляд, очевидную. Потом правда, спросила, какая версия сохранения жизни калеки кажется мне правильной и почему собственно, все так случилось, они никак не ожидала, что отрицательный герой оказывается с другим знаком, разворачивающим сюжет. Все-таки у нее есть привычка к упрощениям, читает маловато. По крайней мере задумалась.

Конечно, зрителя помучили, у Макдонаха не забалуешь. Били свежие яйца об голову исполнителя (какая бесхозяйственность), кидались камнями и обливались водой (с водой в ТЮЗе просто беда, помните Золотаря - льют и льют). Но в общем, это все было мотивированно и декорации, свет,  камни, старая мебель и брезентовый «каркас»  и даже вода в тазике, зрители спектакля, я надеюсь, соотносили увиденное со своими представлениями о каменистой,  Ирландии и свежем морском ветре. Я, по крайней мере, соотнесла.

Как хорошо, что в Европу в нашем городе можно съездить вот так запросто, за 230 рублей, отданных в кассу ТЮЗа (чуть больше - 400 - за Макдонаха в интерпретации Zooпарка - и тоже будет «Европа», даже более выразительная. Никаких виз, билетов, нервотрепки на таможне… Но понятно примерно, что крутые сюжеты сегодня верстаются не только в Голливуде и потребляются не только в  закладывающих уши русских многозальниках с попкорном. В театре все происходит несколько иначе..

В антракте мы любовались в окна фойе на густой туман, обложивший центр города. Аня после рвалась еще куда-нибудь и до ночи сидела на телефоне. По крайней мере мы разговаривали на обратном пути, легко понимая друг на друга. Надеюсь, что до конца сезона мы с ней еще куда-то сходим. Еще бы Юлю вылечить от простуд…

Мартин Макдонах, театр в Нижнем Новгороде, театр

Previous post Next post
Up