Готовила очередную публикцию в "Селедке", говорила с мэтром нижегородской художки о современном и "современном" искусстве. Больше о первом. О том, что я недочитала в 80-е и вот сейчас наверстываю. О том, почему ему ближе Астафьев, а не Аксенов с Довлатовым (а мне все трое понятны). Какой-то случился пыльный спор о "деревенщиках" и "либералах" 60-х, западниках и народниках. Все это осталось за пределами публикации, но бесследно не прошло.
Размышлениям о том, как эти уходящие вдаль идеалисты с тяжелым и честным советским анамнезом помнят то немногое хорошее, что было в "совке" (и зачем они вообще его помнят?), способствовала очередная премьера в нижегородской Комедiи.
Это все - такая длинная и неподходящая преамбула к "
Пяти вечерам" в Комедiи, куда вчера меня невзначай любезно проводил френд и просто режиссер (не скажу кто). Ну да, Александр Володин однажды написал "советскую" драму, а потом и киносценарий. Там имеются отзвуки борьбы хорошего с лучшим за высокую производительность и крепкую семью после войны, в 50-х. При этом все помнят фильм 79 года, где люди остаются людьми а отдельные кадры стали хрестоматийными. И у нас в Комедiи даже можно ощутить атмосферу того времени, но с помощью театральных приемов: там есть снег и тягучие ритмы, хорошая сценография, музыка, танец, даже вокал, и довольно легко можно абстрагироваться от Гурченко с Любшиным и понять, что герои пьесы могли быть и вот такими, как эти, наши актеры, искренне играющие на сцене что-то свое, не михалковское. Может быть это выглядит простенько, особенно после недавно увиденного Макдонаха в прочтении Zooпарка? Но что я все о нем?
Сегодня текст Володина, в постановке московского режиссера Анны Трифоновой хорошо принимают и в Нижнем Новгороде. В последние минуты спектакля звучит песня Галича "Когда я вернусь", публика на это "ведется". Может быть, не понимая до конца, что это есть такой советско-диссидентский микс, порождение нынешних времен. немыслимое до 90-х. Наверное, для теперешних 20-летних совершенно непонятно, что такое рок-н-ролл в 59 или там 61 году. Танцевали его тогда в сссре - единицы, это было что-то страшно запрещенное, незнакомое, странное (так рассказывают родители), и в этом есть некоторое упрощение истории, хотя все равно ты сидишь в зале и как дурак, иногда роняешь слезу. никто же не сказал. что на сцене - правда.
Наверное, в определенном смысле вредно вести "культурные" рубрики и я от души сочувствую театральным критикам, которым приходится в короткие промежутки времени смотреть все подряд и давать дельные советы зрителю, едва отпыхнув от спектакля. Надо делать перерывы. Писать, например, о людях труда. Хотя о театре тоже хочется. Возможно, кому-то из френдов как и мне, Галич в Комедiи тоже понравится. С рок-н-роллом по-моему там слегка переборщили.