Как и собиралась, сходила на "Ночь документального кино" - показ студенческих фильмов мастерской Марны Разбежкиной. Ночь только началась, а я уже дома. Не выдержала. Сбежала.
На показ пришло много молодых людей, все в настроении, заинтересованные. Мест не хватало - садились на пол, на подоконники, стояли в дверях. Многообещающее начало.
Со вступительным словом вышла Марина Разбежкина. Она говорила, что сегодня мы посмотрим курсовые работы ее учеников. Что заданием было - снять портрет "скучного" человека. Она озвучила требования к фильмам:
- нельзя использовать музыку, т.к. музыкальное оформление часто служит костылями, а начинающему режиссеру надо научиться ходить самому;
- нельзя использовать закадровый текст, т.к. с помощью него можно вывернуть смысл происходящего и навязать свое мнение;
- нельзя использовать прямые синхроны;
- действие должно происходить здесь и сейчас, т.е. никаких воспоминаний;
- нельзя пользоваться трансфокатором.
Все это, соглашусь с Разбежкиной, действительно может давать обучающий и тренировочный эфект. Но дальнейшее меня возмутило:
- нельзя пользоваться штативом, т.к. отвлекаясь на штатив можно упустить действие. И герой лучше раскрывается, когда привыкает к камере, а к камере на штативе привыкнуть сложно;
- нельзя пользоваться профессиональным светом, единственное, что допустимо - вкрутить лампочки поярче.
И последнее: каждый студент должен был снять фильм полностью сам, т.е. сам написать сценарий, сам снять, сам смонтировать, сам свести звук- все это для того, чтобы он почувствовал себя в разных шкурах и имел представление о работе коллег на площадке.
Невольно напрашивается известная фраза: "Сам написал, сам снял, сам смонтировал - сам и смотри". Нет, я все понимаю, я и сама за неимением финансирования снимаю практически сама, но когда все эти факторы: "сам", "без света", "без штатива" складываются воедино, получается то, с чего я сегодня сбежала.
С другой стороны, понимаю, что это всего лишь молодые студенты, это начало. Для начала, надо думать, неплохо. Но что же потом? Установки то останутся теми же: снимайте на фотоаппарат, монтируйте на коленках, плохой звук - титруйте! А после все можно выдать за художественный ход. Главное показать что-нибудь убогое, с надрывом, как оно на самом деле. И ничего, что человек в пижаме перед камерой - это же документальное кино. И ничего, что старушка полуголая встает с постели, не понимая, для чего ее в этот момент снимают - это же документальное кино. И матом можно в камеру - документальное же кино. То есть как в жизни, без приукрашивания.
А зал смеется. Залу весело.
Я много слышала о мастерской Разбежкиной, и я даже подпускала к себе мысль пойти туда поучиться. А сегодня поняла - классическая школа мне ближе.
Но нельзя не сказать, что выпускники Разбежкиной делают успехи. Валерия Гай Германика, при всем моем неприятии ее творчества, нынче очень успешная фигура; Наталья Мещанинова сняла хороший фильм "Гербарий", но особенно мне понравился фильм Матвея Трошинкина "Идилия". "Идилия" - светлый, динамичный, интеллигентный фильм, снятый, как ни удивительно, с учетом всех запретов мастера (а запрет на штатив все-таки проигнорировал).