***

Jan 28, 2015 22:10

- Разве это сметана? - сердится мама, выливая в салат сметану из пластиковой упаковки.  - Вот раньше была сметана….
Я люблю мамины рассказы про «раньше» и прошу:
- Расскажи.
Но она не может даже начать - вспомнила что-то и хохочет. А я сижу с серьезным лицом, как обделенная, ковыряю салат в тарелке и жду подробностей.
Мама училась на заочном отделении и каждую сессию приезжала во Владивосток сдавать экзамены. Останавливалась у деда Мити. Дед этот был родственником не близким, однако отдельную комнату внучатой племяннице выделял, и питались они тоже отдельно: дед - на пенсию, внучка - на что бог пошлет. Дед терпел даже постоянных маминых подружек-хохотушек, а вот делиться продуктами не желал.
- Я думала, это у него старческое, - защищает мама. - Вообще-то он хороший был.
Это мама его по юности своей воспринимала дедушкой, а теперь, рассуждая с высоты его возраста, говорит, что был он молодым, красивым военным в отставке. А за заслуги ему единственному во всем подъезде телефон установили.
- Представляешь, молодой, красивый, моряк, капитан первого ранга да еще и с личным телефоном, - мечтательно вздыхает мама.
Дамочки-соседки уж не знали, как ему в компаньонки навязаться, поэтому ходили к деду позвонить, хотя телефон-автомат прямо у подъезда стоял. «Звоните, - говорил дед, - только две копеечки на блюдечко положите….». А как наберется у телефона горсть мелочи, дед свои добавлял, покупал в гастрономе пирожные и всех соседок приглашал на чай. Так и жили: то у внучки девичник, то у деда.
- Ну, да, про сметану, - сосредотачивается мама….

Сметану дед покупал на развес, жирную такую, что в ней ложка стояла. Уходил утром с желтой авоськой в кармане, а возвращался с газетами, хлебом, кефиром в бутылке и со сметаной в стеклянной банке. Сметану на хлеб намажет, сладкий чай - завтракает.
Владивосток - город портовый. Нет-нет, да и завезут что-нибудь заморское: то ананасы мороженые, то бананы сушеные, а то и лук импортный - луковицы огромные, с кокос размером. Раньше ведь как, что у всех, то и у каждого. Какой лук завезли, такой все в городе и купили.      
Придут к маме подружки к зачету готовиться - есть хочется. Посылают ее -  пойди, мол, к соседям, луковицу попроси, скажи, суп варю, а лук, как назло, закончился. Идет мама к кому-нибудь из дедушкиных поклонниц, просит выручить. А выбора нет - все луковицы по триста граммов каждая. Что ж, лука не жалко - бери большую.
Девчонки луковицу порежут, кипятком и уксусом на десять минут зальют, а потом с черным хлебом - вкууусно!
- Так вот, про сметану…. Съест дед полбанки и, прежде чем из дома уйти, по краю оставшейся сметаны изнутри ложкой полосочку нацарапает, чтобы контролировать количество.
А у студенток выходной - вечером с кавалерами на набережной договорились встретиться, в кафе пойти. А до вечера чем заняться? Маялись-маялись - решили маски для лица делать. А из чего? Из дедушкиной  сметаны!
Девицы хоть и были все красавицами восемнадцатилетними, а про морщины уже что-то слышали и про маски читали.
Только дед Митя за порог, девчонки - в холодильник. Каждая по ложечке зачерпнула и на лицо намазала. Улеглись всей компанией - впитывают. Через пятнадцать минут, как в «Работнице» написано, смыли - никакого эффекта. Ни у кого, кроме моей мамы - у нее же лицо в красных пупырях - аллергия.
- Все на набережную пошли кофе с пирожными пить, а я дома осталась - лук мариновать.
- А что дед на счет сметаны сказал? Заметил, что ее меньше стало? - спросила я.
- На счет сметаны? Не помню, - смеется мама.

Мама, ТЕКСТЫ

Previous post Next post
Up