Я провела два часа в полной темноте. В полнейшей. Такой темноты в моей жизни до этого не было. О существовании такой темноты я и подумать не могла. Нет, я теоретически знала, что если выключить весь свет и крепко зашторить все окна, будет темно, но одно дело знать, а другое - увидеть. Хотя как можно увидеть темноту. Она - ничто. Итак, я была на тренинге «В темноте»: в незнакомом помещении, с незнакомыми людьми, под руководством незрячих.
Я испытала совершенно разные эмоции, сделала множество открытий о себе, как о личности и как об организме, я многому научилась и многое поняла. Но главное - я испытала то, что большинство людей и за всю жизнь не испытывают, и слава Богу, - я испытала слепоту. Но это не была слепота трагическая, требующая сострадания, это была слепота временная, как бы понарошку. Конечно, это была игра.
Для начала ответ на вопрос, зачем я туда пошла? Зачем тебе это, Вика, надо? У меня есть причина, а вот зачем туда пришли остальные участники, затрудняюсь сказать. Я уже давно разрабатываю документальный проект на тему вИдения, я хочу снять фильм о том, как мы видим мир, а точнее о том, как мы ничего не видим, не обращаем внимание, не рассматриваем, не ценим красоту окружающего нас мира, не пользуемся своим зрением в полной мере, пренебрегаем им. Не буду преждевременно раскрывать сюжет, скажу лишь, что мне необходимо было понять, каково это жить - без зрения. Я собиралась поставить эксперимент на себе в домашних условиях, но тут мне попалось объявление о тренинге «В темноте».
И вот в назначенное время я приехала к месту встречи.
Небольшая комната. Участников встречают доброжелательные хозяева мероприятия. Предлагают чай, кофе, настаивают на том, чтобы все телефоны и светящиеся предметы были оставлены у входа в темную комнату. Людей все больше: девушки, молодые люди, женщины средних лет и даже один дедушка. Ждем. Перед началом тренинга ведущая просит тех, кто носит очки, сложить их в коробочку: «Ближайшие несколько часов очки вам не пригодятся».
Ну что ж, заходим! Куда? Что меня ждет? Мне тревожно.
Ведущая отодвинула черную бархатную штору - передо мной темный коридор. Велено идти по правой стене, не отрываясь держаться за нее ладонью, пока я не услышу голос. Иду медленно, мельчайшими шагами, держусь за стенку, чувствую пупырышки на обоях. Неосознанно растопыриваю глаза, верчу головой. Сердце бешено колотится. Ощущение, что я попала в кисель, он обволакивает меня, мне трудно пробираться через него - такова темнота на ощупь. Хочется сесть на пол и держаться за него, но беру себя в руки, двигаюсь вперед. И вдруг стена заканчивается, прошла доля секунды, прежде чем я поняла, что это угол - стена повернула (в жизни так никогда не скажешь - стена повернула, правда?). Иду дальше - опять угол, опять на мгновение беспомощность: «Ужас, что мне делать?». Моргаю, жмурюсь, шагаю и наконец то слышу его - чудесный женский голос, это спасение. Голос мягкий, интонации доброжелательные, девушка говорит уверенно - мой страх чуть отступает.
Девушка спрашивает мое имя, представляется сама: ее зовут Ириной, она наш тренер. «Ирина, Ирина», повторяю мысленно, это единственное, что я знаю в этой комнате. Ирина вкладывает в мою ладонь маленькую картонку и просит идти на ее голос, я стараюсь. Мы постоянно обращаемся друг к другу, чтобы слышать друг друга: «Вика, вы здесь? - Да, я иду. - Вика, все в порядке? Идите на голос. - Я иду, Ирина, я здесь, спасибо». Мне показалось, что мы обошли полздания. Потом, когда включат свет, окажется, что это обычная офисная комната среднего размера. «Стойте здесь, скоро начнем», - говорит тренер. Стою, слушаю, пытаюсь почувствовать объем комнаты - бессмысленно, прихожу к выводу, что она может быть как маленькой коморкой, так и огромным залом. Ощупываю картонку, которую мне дала Ирина, - это треугольник. Потом всем участникам нужно будет поделиться на команды, в зависимости от того, кому какая фигура досталась. А сейчас я стою и щупаю себя: руки, пальцы, джинсы - все не такое, как в моей жизни. Вот уж не думала, что у меня такие странные руки!
Как много звуков! Кажется, что это бесконечный шум. Люди заходят, шевелятся, говорят, шепчут, чмокают, шмыгают. Хочется вычленить какой-то один звук, отделить его от других - прислушиваюсь - бесполезно. Наконец все вошли. Нам дали минуту на «внутренний диалог», но и теперь тишина не была полной, даже молча люди производят множество звуков. Раздался гонг и начался тренинг. Я не буду подробно описывать происходившее, чтобы не раскрывать все тайны, вдруг кто-нибудь из читателей этого поста тоже попадет на тренинг «В темноте». В таком случае, для чистоты эксперимента, лучше не знать подробностей. Свои ощущения во много раз ценнее чужих впечатлений.
Но расскажу еще немного о себе и о цели тренинга. Этот бизнес-тренинг направлен на то, чтобы выяснить, кто как ведет себя в нестандартной ситуации, чтобы понять, кто может быть лидером, а кто только ведомым. Тренинг проявляет в людях умение и желание работать в команде и, главное, слушать и слышать других людей.
Нам давали простейшие даже для трехлетнего ребенка задания, но мы, команда из семи взрослых, не справились с ними, потому что были лишены возможности видеть. И только когда мы познакомились, сплотились, и начали слушать друг друга - у нас начало получаться. Самый главный мой урок, вынесенный вчера: Вика, слушай людей и не думай, что ты знаешь что-то лучше других.
А еще мы пили кофе и чай. Об этом, думаю, можно рассказать. Ирина стала ставить на стол предметы, я щупаю их - это чашки, блюдца, вот горсть ложек. Передаю посуду соседкам. А вот уже передо мной сахарница, пакетики с чаем, чайник, кофейник. Запах кофе - это было просто сенсацией! Какой же он все-таки этот запах кофе - ни с чем его не спутаешь. Вот, кажется, уже и весь стол заставлен посудой, что еще? Тарелки? Торт? Невероятно, как с этим со всем справиться? Суматоха, голоса, шум, звон посуды. Вот уже и кофейная лужа у меня под рукой. Ищем на столе салфетки, не находим (хотя они там были), достаю из кармана носовой платок, вытираю. Вот соседка положила мне кусочек торта в тарелку - спасибо. Как налить кофе? Засовываю палец в чашку, наливаю, боюсь перелить, останавливаюсь. В итоге кофе в чашке оказалось всего на два глотка. Торт. Сначала не хотела есть, я же на диете. Потом одумалась: Вика, все пробуй, в темноте вкус будет совсем другим, нежели при свете. Мне просто необходимо это испытать. Тортик оказался вкусным, я представила его себе как изысканное французское пирожное. А потом, при свете, выяснилось, что это обычный пай из обычного продуктового. За кофе команды расслабились, все развеселились, начали общаться на отвлеченные темы. Казалось, что со мной рядом мои друзья, ведь мы столько общего пережили за эти пару часов. Но вот снова гонг - еще одно задание, на этот раз веселое - мы ставим маленький спектакль. Еще мы пели, лепили, писали, мастерили, а потом ведущая сказала, что мы большие молодцы и достойны награды. А награда эта - свет: загорелась маленькая свеча. Как же жадно все набросились глазами друг на друга, на своих тренеров, на ведущую и на комнату. «Вы - Галя? Да? А вы? Вы - Марина? Я - Вика! Юля? Олеся? Людмила? Вадим?» Так вот вы какие? Приятно познакомиться.
Зажгли еще пару неярких светильников. Как же хотелось поговорить, поделиться ощущениями, выслушать чужие впечатления. Хотелось немедленно всех позвать в ресторан и веселиться до вечера. Это была эйфория.
Темная часть закончилась. Началась светлая - обсуждение и анализ. Как мы вели себя на этом задании, как на том, кто взял лидерство в команде, как к этому отнеслись коллеги и т.п. Мы сделали много важных выводов. Но поскольку я не работаю в команде, я, как говорится, свободный художник, я сделала свои выводы. Главный, я уже говорила, научиться слушать; второй: допускать мысль о том, что чье-то решение лучше, чем твое; не верить глазам - слушать сердце; не судить людей по внешнему виду, хотя в обычных условиях это невозможно в принципе.
После тренинга я подошла к Ирине. Ирина молодая опрятная девушка, в белой кофточке и темных брюках. У Ирины красивые глаза, но отсутствующий, в прямом смысле слова, взгляд. Мне хотелось задать ей несколько вопросов о жизни незрячих, и она с радостью, как мне показалось, уделила мне время. Я не много успела у нее спросить и вот один, мне думается, важный вопрос: Что делать, когда мы видим человека с белой тростью на улице - предложить помочь? Наоборот - не беспокоить? Проводить? «Обязательно подходите, - сказала Ира, - подходите и спрашивайте: «Вам нужна помощь?»».