246. Две иллюстрации к Житию прп. Марии Египетской

Apr 02, 2023 21:58




feds. "прп. Зосима видит молящуюся прп. Марию Египетскую, поднявшуюся на локоть от земли". 2023. Wacom.



feds. "прп. Зосима видит молящуюся прп. Марию Египетскую, поднявшуюся на локоть от земли". 2023. Wacom.

Нынче к одному событию из Жития преподобной Марии Египетской у меня получилось две иллюстрации.
Парадокс, но это связано не с тем, что характер события мне нравится, а, напротив, - связано с тем, что характер события мне не нравится. Но не показать это событие, обойти - это какое-то такое действие, которое идет вразрез с тем, чтобы попытаться иллюстративно раскрыть обозначенное Житие. К тому же, когда читаю этот труд св. Софрония (патриарха Иерусалимского), то картинка "прп. Зосима видит молящуюся прп. Марию Египетскую, поднявшуюся на локоть от земли" - живо возникает в моём уме.
Почему же мне не нравится это событие? Потому что оно касается того, что связано с поговорками "Ты ходишь по острию ножа", "Ты ходишь по тонкому льду"; конечно, лучше не только так не ходить, но и не изображать того, что связано с этим, тут же это не совсем школьные ОБЖ-иллюстрации у меня. Но, ситуация такова, что изобразить всё же необходимо.
И тут, ясное дело, передо мной встала задача, как, рисуя, мне, говоря очень простым языком, - обойти такую очень злую вещь как левитация?
Как сделать так, чтобы изображенное мною "На локоть от земли" никак не напоминало так называемую левитацию? Дело в том, что тема нарушения физических законов человеком (по христианскому ортодоксальному догматическому обыкновению) - есть тема по большей части из прелестной области, то есть тема, связанная с обманом, заблуждением, обольщением, духовным крахом.
Так-то, кажется, и в обычном исконном житейском бытейском христианском здравомысленном плане всё тут понятно: лучше видеть свои грехи да прегрешения и каяться в них, стремясь к праведной жизни, чем направлять свой ум (свё внимание, свои думы, свои речи, своё ИЗО и пр.) в сторону каких-то там необычностей, чудесностей, сверхъестественностей.
Мне очень не нравится это слово "левитация". И в человеческой левитации мне видится прямо что-то дьявольское, даже если это и выглядит (рассказывается да обрисовывается) ангелоподобно и светозарно. Конечно, если не без дольки юмора, то, как что-то цирковое да трюковое, так и что-то переплетенное с проблемной областью, которой порой небезуспешно занимается современная психиатрия, - мне тоже видится, когда касаюсь слова "левитация".
Но тут этот эпизод в Житии. И как обыграть рисунок так, чтобы к зрителю не прилипла "левитация"?
Начну с той работы, которая мне нравится меньше.



feds. "прп. Зосима видит молящуюся прп. Марию Египетскую, поднявшуюся на локоть от земли". 2023. Wacom.

Мне приходила мысль навсегда удалить это "полотно", потому что прп. Мария Египетская уж больно парящей выглядит на нем. Но. Но потом я подумал, что если допустить, что такого рода картинка будет размещена в Житии, то всё встанет на свои места. Ведь в Житии же мы видим этого опытного монаха прп. Зосиму, который от этого подъема прп. Марии Египетской на локоть - сначала трепещет от страха, затем молится, а после допускает мысль, что перед ним дух, привидение (нечто демоническое, надо понимать). А на этой моей иллюстрации - это можно прочитать, если поместить рядом с текстом Жития: прп. Мария Египетская изображена в виде приведения, а прп. Зосима в молитве осеняет себя крестным знамением, боясь впасть в искушение и прелесть.
Другая моя иллюстрация мне нравится больше.



feds. "прп. Зосима видит молящуюся прп. Марию Египетскую, поднявшуюся на локоть от земли". 2023. Wacom.

В этом варианте я убрал наших героев в фон, за пустынное дерево - придал тайну, скромность, прикрыл парение, расчудесность. В этом варианте не читается пресловутая левитация, на мой взгляд. И это хорошо. Здесь, конечно, совсем сложно разобрать, что это о прп. Марии Египетской. Но если допустить размещение такого рода иллюстрации в Житии, то эта ИЗО-оплошность сгладится текстом Жития.
В завершении отмечу следующие четыре вещи:
1.В этих двух работах нет аллюзий, скрытых намёков, приветов, пасхалок, подтекстов; ни с кем сам себя не идентифицирую на этих "холстах", хотя с годами и начинаю в зыбких прелестных фантазиях видеть себя православным монахом в старости, в пос. Удачный, но это не более, чем временное наваждение, и идентифицировать себя с прп. Зосимой, конечно, я бы не решился.
2.Как всегда размещаю в ЖЖ этот пост концептуально по части даты: нынче, 02.04.2023, - в воскресный день пятой недели Великого поста (пятая неделя Великого поста посвящена преподобной Марии Египетской).
3.В текущем учебном году мне доводилось довольно часто бывать в лесу.

В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.

И я не так (как в прошлом учебном году) истомился по звукам природы. Наверное, по этой причине над данными картинками работал лишь под любимый Хор братии Валаамского монастыря.
4.Для того, чтобы посмотреть разом всё то, что уже выполнено мной по циклу из планируемых 10 иллюстраций к Житию прп. Марии Египетской - достаточно кликнуть ниже на МЕТКУ (TAGS) прп. Мария Египетская.

THE END
***

прп. Мария Египетская

Previous post Next post
Up