229. Выполнил еще одну иллюстрацию к Житию прп. Марии Египетской

Apr 14, 2022 13:26



viktorfeds. "Убегание прп. Марии Египетской от прп. Зосимы". Апрель 2022. ArtRage Lite + Photoshop. Wacom.

Кажется, шло начало этой весны.
Это была Божественная литургия в красноярском храме св. блгв. князя Александра Невского, на Взлётке.
И я рассматривал икону "Вход Господень в Иерусалим", которая мне очень нравится тем, как на ней всё представлено.
Примерно такую же нашел в сети, вот:



Икона "Вход Господень в Иерусалим".

Тогда меня, как ИЗО-исследователя, - особенно привлекло на той иконе одно из решений по выстраиванию обратной перспективы. Речь о задней левой конечности осленка, на котором едет Христос.



Фрагмент иконы "Вход Господень в Иерусалим"; задняя левая конечность осленка, на котором едет Христос.

Позже же мне подумалось, а что если взять и на своем рисунке (который, это необходимо здесь подчеркнуть, - ни в коем случае нельзя помещать в одну папку с иконописью) - взять и по-своему отработать подобный ход, но только непосредственно на ноге прп. Марии Египетской?

Такую мысль я сначала как-то отгонял, ссылаясь примитивно на то, что, мол, ну негоже так: одно дело животное, а другое ж дело человек. Но когда стал припоминать символические моменты, связанные именно с осленком, то, помимо того, что это пророческий момент (Зах. 9:9), вспомнил и следующее. Что осленок - это символ кротости и мира. А, главное, - что осленок, как это понимается в ортодоксальном христианском богословии, - это символ Нового Завета (а объезженная отслужившая уже своё ослица - это символ Завета Ветхого). И вот тогда-то спокойно (с самооправданием) решил, что буду применять этот подсмотренный на иконе ход, применять по-своему в своей иллюстрации, - на ноге прп. Марии. И дело пошло. Пошло так, что перешло потом и на прп. Зосиму. Короче, - сложилось, видимо, достигать обратной перспективы, прежде всего, за счет конечностей героев. Вот.

Приличную часть времени работал под Хор братии Валаамского монастыря (это моё любимое из хорового пения).  Словесное описание сшивал под "Звуки леса и воды".

Наверное, следует что-то сказать о том, почему именно это Житие? Думаю, это Житие взяло меня своим минимализмом: минимум персонажей, минимализм фона (небо да песок). Песок иконописен. Содержание Жития невероятное.

Пожалуй, это всё, что хочется сказать по этой, уже четвертой, иллюстрации к Житию прп. Марии Египетской (информация о трех предыдущих находится тут в записи №210 и в записи №217; можно кликнуть ниже на МЕТКУ (TAGS) прп. Мария Египетская - записи эти выведутся). Да, - если размещать "Убегание прп. Марии Египетской от прп. Зосимы" в тексте книги, то, по ходу текста, эта картинка будет второй, после "прп. Зосима увидел..." (которая находится в записи №210).

Ещё, "Убегание" не содержит каких-то скрытых аллюзий, сравнений, намёков, зашифрованных смыслов или приветов кому-либо. Задача - показать убегание прп. Марии Египетской от прп. Зосимы, сохранив некоторую особенность Жития в русском переводе, где в данном эпизоде прп. Мария изображается словесно как "бегущее существо" без одежды. Здесь я всеми силами старался насколько это возможно изобразить прп. Марию таким образом, чтобы взгляд на неё не вызывал чего-то полового, чтобы весь её образ был не дольний, а горний.

Важно отметить, что, следуя некому символизму, с самого начала этого своего цикла из планируемых 10 иллюстраций к Житию прп. Марии Египетской, решил, что буду преимущественно Великим постом работать над циклом и размещать результат (в этом году + одна иллюстрация) - размещать либо в воскресный день пятой недели Великого поста (пятая неделя посвящена прп. Марии Египетской), либо 14 апреля (день памяти прп. Марии Египетской). Нынче же 14 апреля пришлось на шестую неделю Великого поста, которая имеет название "Вход Господень в Иерусалим" (см. икону выше).

P.S.: Вообще, мне очень нравится иконопись, византийская особенно. И в своем рисовании (которое далеко от иконописи) нравится стремиться к обратной перспективе, к иконописной колористике, к изобразительной условности.
Иконопись… Да, что может быть краше, чем нести слово своей покаянной, кроткой, смиренной, жертвенной жизнью, жизнью по Евангелию, в лоне единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви?! Но а в несении слова красками - есть какое-то из ряда вон выходящее диво. Чудность. Иконопись… Я часто думаю о ней. Иногда представляю, как расписываю какую-то церковь, рядом с рекой Енисей: ни то это в поселке Частоостровское, ни то в поселке Барабаново? Может это в городе Енисейске? Может быть в Красноярске? Это, скорее, фантазия.

THE END
***

прп. Зосима, прп. Мария Египетская

Previous post Next post
Up