217. Выполнил еще две иллюстрации к Житию прп. Марии Египетской

Apr 14, 2021 20:08



10-ая иллюстрация. Моё (by viktorfeds). Погребение прп. Марии Египетской. Апрель 2021.



7-ая иллюстрация. Моё (by viktorfeds). Сокрушения и стенания прп. Зосимы на р. Иордан: "Кто, по грехам моим, лишил меня блага видеть её?" Апрель 2021.

Сперва несколько слов об иллюстрации "Погребение прп. Марии Египетской". По ходу Житийного повествования, хронологически, - подразумевается, что она  станет итоговой, десятой по счету (но рисую не в хронологической последовательности).
Могилу, небо и нимб над головой прп. Зосимы выполнил аппликативным путем, вырезав куски из нескольких полотен знаменитого Анри Матисса. Почему Матисс? Ну, наверное, быть может, так-то, это наиболее яркий художник-фовист (дикарь), и все это, пустынное, это описываемое в Житии прямо-таки дикое погребение прп. Марии - все это как-то вяжется с фовизмом?! Еще, Матисс - радостный художник (по мотивам и по краскам письма), и смерть прп. Марии Египетской в том ее духовном подвизании, многострадании, в смиренном и покаянном состоянии, после принятия Святых Даров - это, бесспорно, христианская радость.
В этой иллюстрации нет никаких скрытых символов, за исключением льва. В изображенном льве есть намек на Христа (в строгом соответствии с христианской семиотикой). Но это лишь скользкий намек, а не однозначное заявление, - потому что в Житии нет этого: в Житии прп. Марии лев - это зверь лев. Чтобы не нарушать это - изображенный мною лев представлен без нимба, но, в тот же момент, - Лев смотрит на зрителя и одновременно на лицо/лик погребенной прп. Марии, "намекая" на свою христианскую ИЗО-символичность в этом рисунке.
Торчащий над могилой пустынный куст - исключительно композиционный элемент, чтобы персонажи на иллюстрации не смотрелись чрезмерно дробно.
Святой посматривает на льва, естественно побаиваясь дикого зверя (в Житии этот момент опасения прп. Зосимы присутствует).
Использование мною работ Матисса ни в коем случае не является каким бы то ни было намеком на что-либо такое: превозношусь, мол, над художником, вырезая что-то из его полотен. Нет, ни в коем случае не превозношусь здесь (хотя, это не моя суперспособность, т.к. страсть превозношения в некоторых случаях, но не здесь, - просыпается во мне). Просто действовал по творческому наитию, иррационально. В ходе работы просматривал живопись Матисса и, вдруг, как-то, случайно, понял, что ничего не может быть лучше для решения ряда задач внутри иллюстрирования погребения, как взять и вырезать из Матисса то-то и то-то. Та же ситуация и с Куинджи, касательно 7-ой иллюстрации с хождением прп. Марии по реке Иордан.
В целом же то, что итоговая 10-ая иллюстрация с погребением видится мне единственной столь красочной, сочной, яркой в данном проекте - содержит богословский, исключительно христианский, месседж: указание на то, что полнота чистоты, "света" и "цвета" возможна только в Царствии Небесном, не в земной временной жизни.
P.S.: Лев нарисован посредством ArtRage Lite (масляная краска), прп. Зосима - ArtRage Lite (акварель). Аппликационные работы и подпись выполнены при помощи Adobe Photoshop.
Теперь несколько слов о 7-ой иллюстрации.
Она имеет длинное название: Сокрушения и стенания прп. Зосимы на р. Иордан: "Кто, по грехам моим, лишил меня блага видеть её?"
Технически, в случае с данной иллюстрацией, - для меня прям было очень важно - совместить иконописные приемы с симультанностью изображения (т.е. когда движение передается в нескольких фазах одновременно). На мой вкус, в случае с изображением прп. Зосимы, - у меня это получилось. Этим, конечно, я жутко нарушил иконописную канонику. Но позволил себе сделать это, поскольку данная иллюстрация не относится к иконописи и, главное, - чтобы как бы разом отразить в ИЗО-одномоментности душевные метания прп. Зосимы, которые он испытывал (см. Житие) на протяжении определенного времени, дожидаясь прп. Марию на Иордане, куда он отправился для повторной встречи с ней с целью причастить ее (но никак не мог дождаться ее). Отмечу, что Святые Дары для причащения прп. Марии - находятся в изображенной слева корзинке (по содержанию Жития - прп. Зосима отправился с корзинкой).
Такую вещь как симультанность изображения я подсмотрел у наших бубнововалетцев Михаила Ларионова и Ильи Машкова. Работу последнего ("Портрет художника А.И. Мильмана") - долго исследовал, работая над своим прп. Зосимой.
Спешу отметить, что такого рода троичная конструкция лика моего прп. Зосимы - содержит лишь количественный набор чувств-состояний. И, если бы, в содержании Жития, в этом эпизоде на Иордане, описывались бы, например, еще страх Зосимы, засыпание в ожидании, то изобразил бы и их. В таком бы случае Зосима получился бы, надо понимать, не троичным, а пятеричным.
Прп. Марию и прп. Зосиму выполнил маслом в ArtRage Lite. Фоновое дело слепил посредством Adobe Photoshop, в первую очередь - модифицируя всячески полотно Куинджи "Дарьяльское ущелье" и налагая на него фото какой-то пустыни.
P.P.S.: Планируется, что весь иллюстративный цикл к Житию прп. Марии Египетской будет состоять из 10-и иллюстраций. Первая иллюстрация представлена в ЖЖ в записи № 210, ну а здесь, сейчас, вот, были описаны свежие 7-ая и 10-ая иллюстрации.
THE END

прп. Зосима, Иордан, прп. Мария Египетская, Лев, Бубновый валет, Машков, Матисс, Ларионов, Житие, бубнововалетцы

Previous post Next post
Up