Оказывается, еще в прошлом году министерство образования Украины выпустило "Методические рекомендации по национально-патриотическому воспитанию в общеобразовательных учебных заведениях". Скачать этот вполне официальный документ можно либо на сайте этого ведомства, либо здесь:
http://shkola.ostriv.in.ua/publication/code-68FAAF905160F/list-D4A04AF326 Не буду затрагивать ту часть рекомендаций, которая посвящена изучению истории - и так ясно, что там всё грустно. Остановимся на нейтральных предметах:
"
Математика
Формирование у учащихся ценностного отношения к обществу, государству и к самому себе, ощущение своей принадлежности к Украине, осознание единства своей судьбы с судьбой своей страны, активной по форме и моральной по содержанию жизненной позиции является главной доминантой национально-патриотического воспитания учащихся в процессе школьного обучения , в том числе, обучение математике. Важной составляющей воспитания является привитие уважительного отношения к Вооруженным силам Украины, подготовка к овладению военными профессиями, мотивация учащихся к военной службе.
"
Напоминаю, это мы математику изучаем! В частности - геометрию:
"
В 7-9 классах возможно расширить знания учащихся о культуре украинского народа с помощью различных украинских орнаментов (вышиванок) в процессе изучения геометрических преобразований. Желательно обратить внимание учащихся на то, что многие орнаментов только на первый взгляд кажутся симметричными или образованными путем параллельного переноса.
"
А вот физика:
Главная цель образования молодежи сводится сегодня не только в приобретении учащимися объема знаний, умений и навыков, определенных программой.
Сегодня физику нельзя рассматривать только как объективное познание природы, которая не взаимодействует с человеком. Ученик должен знать, ради чего познается природа, понимать значение науки в жизни общества и каждого человека в частности. Обновление содержания физического образования следует рассматривать как процесс формирования образовательно-познавательных, патриотических качеств учащихся, воспитание национального сознания, углубление знаний о своем народе, его научных и культурныхтрадициях. Современная общеобразовательная школа имеет значительные резервы по результативному формированию в личности системы ценностных ориентаций как компонента ее мировоззренческой позиции.
Физика имеет большие воспитательные возможности украиноведческого аспекта. На уроках и во внеклассной работе можно использовать различные формы и методы для реализации национально-патриотического воспитания. В первую очередь, - это на уроке, используя интересные рассказы об отдельных эпизодах из жизни и деятельности выдающихся украинских ученых и изобретателей, исторические справки об открытии физических законов, достижения отечественной науки в различных отраслях народного хозяйства; демонстрируя опыты, макеты физических приборов и установок, которые воспроизводят выдающиеся физические открытия и изобретения в Украине; демонстрируя фото и видео фрагменты из истории физики в Украине; используя отрывки из произведений, сказок, пословиц, загадок, стихов и их объясняя с физической точки зрения; демонстрируя старинную технику, бытовые приборы; составляя и разъясняя задачи с украиноведческим содержанием.
Информатика:
Воспитание национального самосознания при обучении информатики, как и обучении других учебных предметов естественнонаучного и математического направления, может осуществляться различными путями, с использованием различных методов и форм учебно-воспитательного процесса.
Желающие могут прочесть документ целиком - весьма познавательно. Кстати, термин "козацькая педагогика" - из этих же методических указаний. По-моему, если в учителе есть хоть капля честности - он должен либо игнорировать этот поистине чудовищный документ, либо увольняться, чтобы не участвовать в этом позорном преступлении. Понятно, что рассчитывать на такое не приходится, но все-таки...