Город вдоль реки, эпизод второй: Мотовилиха и Речной вокзал

Aug 08, 2019 12:06


После визита в Пермскую художественную галерею я решил съездить на Мотовилиху. В артиллерийском музее я уже бывал, теперь хотелось посмотреть другие мотовилихинские достопримечательности.

В этом старинном здании находится детский краевой центр "Муравейник". А в 1920-е годы здесь располагались первые в Перми пионерские или тому подобные организации:


В аллее по Комсомольскому проспекту установлены стенды с биографиями пермяков - Героев Советского Союза или кавалеров ордена Славы:

На автобусе я доехал до Мотовилихи и двинулся к монументу в честь событий 1920 года. Начало подъёма к нему отмечено уже постаревшим указателем:

На пути к монументу предстоит пройти через 261 деревянную ступеньку. Ноги реально устают.

Вид от монумента на Пермь. Видон так себе, конечно:

А вот и сам монумент, установленный на горе Вышка в 1920 году в память событий 1905 года, когда на Мотовилихинском заводе бушевали стачки и забастовки, а после этого началось вооружённое противостояние с властями - так называемая "Лбовщина". Кстати, мотовилихинский монумент - один из первых советских памятников в России, ему ведь в следующем году уже 100 лет.

Состояние у монумента, конечно, так себе, но вроде как должна пройти реконструкция. Плиты в земле - это захоронения участников событий 1905 года и всяких видных пермских большевиков.

Вечный огонь до сих пор горит, я даже удивился. На фотке не я ))

Я не удивлюсь, если в 1905 году этот домик уже стоял на своём месте:

Музей-диорама работает до 18 часов, я чуть-чуть не успел. Впрочем, там всё равно ничего особо интересного нет.

Буквы перед музеем рассказывают об истории, географии, природе, кухне, искусстве Пермского края. На каждую букву - какое-то слово ("Велосипед", "Герб Перми", "Рыба"), рассказ и указание, где сие явление можно заценить - то бишь музеи, библиотеки, рестораны, города, сёла.

Так называемый "Народный дом" на Мотовилихе, построенный в 1899-1911 годы. Ныне там находится школа олимпийского резерва по акробатике и греко-римской борьбе.

Я снова сел на автобус и доехал до Пермского цирка. Там сошёл и решил посмотреть улицу Уральскую. Это уже не Мотовилиха, это скорее район Рабочий посёлок. Дом когда-то наверняка был очень красивым, сейчас чё-то не особо:

Улица Уральская:


Здание Пермгорэлектротранса и памятник усть-катавскому трамваю КТМ-1. Кстати, в Свердловске такие вагоны не эксплуатировались:

А это - грузовой троллейбус КТГ-2. Увы, с июля 2019 года троллейбусы в Перми больше не ходят. Ладно хоть в 2015 году я успел застать их.

Здание трамвайного депо. По данным Викигида, построено в 1916 году, но на табличке цифры "1917". А вот трамваи-то ходят в Перми с 1929 года. Но всё просто объясняется - они пошли бы раньше, да Гражданская война помешала. Не до трамваев было. Население Перми в 1914 году насчитывало 68 тысяч человек, это было довольно много по тем временам. Впрочем, уже по переписи 1926 года Свердловск со 136 тысячами населения обошёл Пермь. Кстати, проезд в Перми стоит 20 рублей.

Какая-то из контор "Лукойла":

Памятник Татищеву в сквере имени Татищева. Установлен в 2003 году. Понравился мне больше, чем памятник Татищеву и де Геннину в Екатеринбурге.

Прикольное здание художественного училища на улице Ленина. Построено в 1912-1913 годы, изначально было Алексеевским училищем:

А это наверняка был какой-то местный ДК:

Уже почти на набережной Камы... Завод Шпагина с хэштегами, он же Пермский мотовозоремонтный завод. Производство здесь теперь свёрнуто, а на территории завода проводятся различные мероприятия, выставки, форумы и прочее.

Пермский речной вокзал теперь тоже больше не вокзал. Здесь разместилась мультимедийная экспозиция "Россия - моя история". Благодаря этому здание вокзала (между прочим, 1940 года постройки) хотя бы стало выглядеть прилично:

А в ноябре 2015 года оно выглядело вот так:


Стальное небо и стальная Кама:

Доехав на автобусе до автовокзала, я двинулся пешком на Данилиху.

Старая кузница и Главный дом (непонятно только, Главный дом чего именно) на шоссе Космонавтов:

Вот по этому шоссе и я вышел в нужную мне сторону, сходил в магазин, купил что-то поесть и попить, вернулся в хостел и наконец-то отдохнул. На следующий день мне предстояла поездка в Хохловку.

Спасибо за внимание! Продолжение следует!

Прикамье, Пермь, история, Россия, туризм, транспорт, Пермский край

Previous post Next post
Up