...Купив в кассе музея единый билет на посещение всего комплекса (150 рублей), я двинулся обратно к берегу Синячихи, к усадьбе XVII века.
Обстановка внутри усадьбы:
Баня по-чёрному из деревни Городище.
Вот потому и "по-чёрному", что печь в бане была простая "каменка" (без трубы), а дым выходил через вот это маленькое отверстие в стене:
Сосновый колодезный "журавль":
Колода, из которой поили лошадей:
Фрагмент избы с волоковым окном - собственно, такие окна и делали в XVII веке:
Амбар с домашними инструментами:
Это уже простой колодец и более новая изба:
Общий вид усадьбы XVII века. Зацените крутой забор
Усадебная напогребница из деревни Мугай:
Дальше я двинулся к соседней усадьбе, уже XVIII века. Ставни теперь красивые, появились наличники и "полотенце" на крыше:
А вот круговой забор пропал, теперь можно было подойти прямо к дому:
Обстановка в хате почти не изменилась. Как и усадьба XVII века, этот дом принадлежал семье середняков или слегка богатых крестьян (простите за такое определение). Такие же низкие потолки при входе - чтобы невольно кланяться иконам и чтобы тёплый воздух не выходил:
А вот и сами иконы в красном углу:
Соха в амбаре:
А вот и усадьба XIX века. Она принадлежала уже более зажиточным крестьянам. Амбар стал больше, на воротах - резьба, перед домом - палисадник, больше носивший декоративный, нежели практический характер.
Дом стал пятистенком, а крыша с двускатной сменилась на четырёхскатную, ставни пропали, но появились дорогие резные наличники, и вообще резьбы стало очень много - доход позволял.
Появилась даже "прогулочная галерея" с точёными столбами и балясинами:
И появились весьма комфортные средства передвижения:
Станок, на котором делали валенки:
Простой токарный станок:
Белая горница, которая и отделена от остальной части пятой стеной. Здесь принимали гостей. Роспись, между прочим, сохранилась с 1897 года! А вообще в подобных домах роспись и резьба составляли до четверти стоимости
В самой избе тоже роспись, а сахар и прочие сладости уже в фирменных банках, тоже признак достатка:
Вот какие красивые наличники!
Часовня Зосимы и Савватия Соловецких, построена в начале XIX на территории нынешнего Верхнесалдинского района, откуда и перевезена в Нижнюю Синячиху. В начале XX века часовня была перестроена в церковь. Кстати, имеет элементы барокко.
Внутри часовни - экспозиция с резьбой по дереву. На переднем плане - модель Кыртомского Крестовоздвиженского монастыря, затерянного в бескрайних болотах Махнёвского района. Монастырь был частично разобран после революции, а потом его остатки сгорели. Иван Самойлов хотел перевезти остатки церквей в Нижнюю Синячиху, но просто не успел. Теперь монастырь восстанавливается.
Чуть в стороне от общего музейного комплекса есть ещё несколько интересных объектов. Вот "сполошной" колокол, которым подавали сигнал о начинающемся пожаре:
Вот из таких больших чанов набирали воду первые пожарные машины (машины в смысле "механизмы", а не в смысле "автомобили"), чтобы не терять времени на наборе воды из реки или озера:
Тот же колокол и деревенская пожарная вышка. Такие раньше стояли во всех деревнях и сёлах. Жители деревень поочерёдно дежурили на таких вышках и следили за окружающей местностью.
Воссозданная башня Арамашевского острога 1656 года и фрагмент частокола. Такие остроги стояли во многих уральских сёлах, ибо частыми были набеги башкир и азиатских кочевников.
А это здание бывшего заводоуправления. Построено в начале XIX века. Как я уже говорил в прошлом посте, завод в Нижней Синячихе был закрыт в 1828 году, то есть дом недолго успел послужить заводу. Позднее здесь жил местный мельник, а в советское время в здании располагались то больница, то детский сад, то ясли.
Теперь заводоуправление посвящено Ивану Самойлову. Вот его гимнастёрка, правда, звание капитана Ивану Даниловичу присвоили уже в конце XX века, а войну он закончил лейтенантом. Самойлов был ранен и контужен в боях, награждён медалями "За отвагу" и "За оборону Москвы", а также орденом Красной Звезды.
Собственно, во время войны, лёжа в госпитале, Иван Данилович и начал задумывать создание музея. Сам он родился в 1922 году в деревне Исакова Алапаевского уезда, был крещён в Коптелово. В детстве и юности Самойлов наверняка видел, как закрываются и сносятся старые храмы, как уничтожается накопленное столетиями добро, как ломаются судьбы сотен людей. И вот уже после войны, когда Иван Данилович вернулся домой, всё это выразилось в его дальнейшей деятельности. На общественных началах, без отрыва от основной работы (инженер-землеустроитель) Иван Самойлов с его товарищами (такими же идейными людьми) собирал по тогда ещё многочисленным алапаевским деревням старинные книги, иконы, элементы быта и вот даже целые избы и часовни. Параллельно Самойлов и его коллеги занимались реставрацией Спасо-Преображенской церкви, где сейчас находится главная часть музея. А сам музей был открыт в 1978 году. Умер Иван Данилович в августе 2008 года, похоронен тут же, у стен церкви-музея.
Разные театральные афиши...
Синячиха притягивает множество художников, и это нисколько не удивительно:
Рушники конца XIX - начала XX века:
Издалека часовня Вознесения (XIX век, деревня Карпова под Верхотурьем) может показаться каменной, но она, конечно же, деревянная, хотя как раз-таки многие деревянные строения тогда красили "под камень". Эта часовня - уже с элементами классицизма.
Внутри часовни - прекрасная экспозиция ковров, сотканных Христиной Денисовной Чупраковой (1902-1984), уроженки села Кутенёво нынешнего Махнёвского района.
Кроме ковров, Христина Денисовна делала ещё и игрушки. На полке снизу - Вронский и Каренины:
Подобные полотенца, думаю, были в большинстве уральских домов (у нас точно были!):
Да, такими коврами не стыдно стену
Картины местной художницы Анны Ивановны Трофимовой (1905-1988):
Колодец начала XX века, деревня Савина (Алапаевский район). Кстати, нет больше такой деревни. А колодец вот остался. Сруб уходит в землю на глубину 15 метров.
Прямо-таки панорама XIX века:
Часовня из деревни Юрты нынешнего Новолялинского района. Эта деревня ещё жива (чуть более 100 человек населения). Часовня была построена в 1881 году, по легенде, на средства купца, которого вылечил от болезни знахарь из Юртов. С 2001 года часовня находится в Нижней Синячихе.
А вот это уже новострой - реконструкция постоялого двора начала XIX века, стоявшего, правда, не в районе Алаапаевска, а на оживлённом Сибирском тракте, в деревне Лучинкино нынешнего Тугулымского района. Дом был двухэтажным шестистенным, в нём жила семья крестьян-старообрядцев, которые принимали здесь же многочисленных постояльцев, едущих в обоих направлениях по Сибирскому тракту.
Манекены хозяйки дома и старшей дочери, которые готовят обед для многочисленных гостей:
Слева - фельдъегерь, справа сидят два конвойных казака, которые, очевидно, сопровождали партию арестантов в Сибирь:
Купец (справа) и его помощник, возвращающиеся с ярмарки:
Специально сфоткал купюры в 10 сомони независимого Таджикистана ))
Старший сын хозяина дома подносит самовар некоему учёному или общественному деятелю, едущему в Сибирь. Это мог быть и поэт Василий Жуковский в 1837 году, и геолог Эрнст Гофман в 1855 году, и совсем молодой тогда граф Пётр Кропоткин в 1862 году.
Ворота постоялого двора:
И, наконец, последний объект музея - сам Спасо-Преображенский храм. Второй этаж храма посвящён тем самым росписям, с которых начинал Иван Самойлов собирать будущий музей. Какова была бы судьба этих бывших шкафов, дверей, простенков? Да никакая. В печи сгорели бы, да и всё.
Ещё одна "белая горница", наподобие той, что я видел в усадьбе XIX века. Эта горница расписана братьями Мальцевыми в 1910 году в деревне Мезень.
Милые наивные рисунки более чем столетней давности... Красильники были такими же простыми крестьянами. Они зачастую ездили расписывать избы далеко от своих родных деревень и сёл. Те красильники, которые уже были известны, чаще всего работали на Сибирском тракте, где платили побольше, но и спрос за работу был сильнее. Менее известным приходилось колесить по заброшенным в лесах Урала и Сибири деревням и искать клиентуру там.
Простенок избы конца XIX века из деревни Никонова (ныне там 60 жителей):
Крестьяне, занимавшиеся хлебопашеством, относились к красильникам неодобрительно, считая, что они "без царя в голове". Нисколько не удивляюсь.
Ещё один фрагмент росписи XIX века:
Ставни, столы, шкафы, голбцы, двери, окна, стены, полы... Всё можно было расписать, дай только желание, фантазию и денег. Красильники зачастую покупали краску и прочее необходимое в долг у соседей-купцов, потом ехали на работы, зарабатывали денег и возвращали долг по возвращении уже с процентами.
А это уже первый этаж прекрасного храма:
Изображение последних дней жизни великой княгини Елизаветы Фёдоровны и князей Романовых, которые были убиты в 1918 году возле Верхней Синячихи:
Музей в Нижней Синячихе работает до 17 часов, я как раз успел осмотреть все объекты, после чего двинулся на автобусную остановку. Ждать транспорта до Алапаевска нужно было почти полчаса. Вот какое красивое кафе в Нижней Синячихе:
ПАЗик из Верхней Синячихи приехал вовремя, я сел в полный автобус и заплатил 31 рубль за проезд. Минут 20 мы тащились до алапаевского автовокзала, где мне пришлось ещё почти час ждать подходящего автобуса - "Махнёво-Екатеринбург". В Реж он не заезжал, но можно было попросить водителя остановиться у перекрёстка дорог Екатеринбург-Алапаевск и Реж-Артёмовский, что я и сделал. Проезд обошёлся мне в 198 рублей. И где-то в половине девятого я уже был дома.
Нижняя Синячиха прекрасна! Обязательно съездите туда.
Спасибо за внимание!