Железнодорожный вокзал Грозного:
А вот так выглядел вокзал чуть более 20 лет назад (со стороны путей):
Район возле вокзала - место жесточайших боёв в новогоднюю ночь 1994-1995 годов:
Главное слово Чечни:
Буйное апрельское цветение:
Недалеко от рынка "Беркат":
Сбербанк и Путин. До 2008 года это был проспект Победы. Здание со Сбербанком - первая в Грозном девятиэтажка.
Изначально на этом месте в 1973 году был установлен памятник борцам за советскую власть. В ходе обеих войн монумент был повреждён, и в 2007 году на его месте открыли более "актуальный" (простите за цинизм):
Чеченские бородатые ДПСники на одном из самых оживлённых участков центра Грозного:
Музей Ахмата Кадырова в центре Аллеи Славы:
Аллея Славы и деревце, посаженное генералом Сергеем Меликовым (Внутренние войска МВД, ныне Росгвардия):
Памятник Мовлиду Висаитову - командиру кавалерийского полка в годы Великой Отечественной:
Вечный огонь:
Т-34 - памятник танкисту Маташу Мазаеву, погибшему в 1942 году (он был командиром батальона):
Кадыровцы с автоматами и белыми "Приорами" возле Аллеи:
Чеченка возле офиса МТС:
Движуха на Беркате:
Что-то из нового:
Один из множества реставрированных после войны домов:
Вот так:
Исламский университет:
Знаменитая мечеть "Сердце Чечни":
Тот самый Грозный-сити, о котором так любят рассуждать диванные политические эксперты. Занимает всего пару кварталов:
Очередной мини-стадион с любителями бадминтона:
Очередная госструктура типа ЗАГСа или подобного ему... Что же мне это напоминает?..
А вот что - город Скопье:
Это тоже Скопье, не Грозный )) Ну, по сути ничего удивительного, Скопье был уничтожен землетрясением 1963 года, а Грозный - боями 1994-1996 годов, а потом ещё в довесок и 1999-2000. Поэтому эти два города во многом похожи. Правда, население Грозного - около 300 тысяч человек, а Скопье - почти 550 тысяч. Но всё-таки общего у них много. Кроме нефти - в Скопье её нет.
Опять Грозный и грязная Сунжа (Вардар в Скопье, кстати, тоже очень грязный):
И опять главное слово республики:
Кафе "Глобус" на улице Асланбека Шерипова. Кафе здесь было и до войны, только по другую сторону улицы (на месте одной из нынешних высоток Грозный-сити). Рядом с кафе был ещё и кинотеатр:
Площадь Хрущёва (менявшая своё название чуть ли не десяток раз). За спиной - нефтегазовый институт:
Нет-нет, это не Дубай. Это всё ещё Грозный.
А вот примерно так выглядел район Грозный-сити в 1996 году:
Во дворе храма Михаила Архангела - одного из немногих зданий, более-менее уцелевших после двух войн (умели же строить 150 лет назад):
А вот и сам многострадальный храм:
Проспект Ахмада Кадырова (бывший проспект Ленина), здание непонятно в каком стиле:
Как я понимаю, тот самый тоннель около площади Минтука, где в 1995 году в результате взрыва фугаса был контужен генерал Анатолий Романов (все эти годы он находится в коме). А 199 лет Грозному было ещё в 2017 году. Сейчас как раз ровно 200. Но пережил Грозный уже на 500 лет вперёд...
Вот оттуда идут поезда в Грозный. Пока что - только оттуда. Железнодорожное сообщение с Назранью и Бесланом прервано из-за разрушения линии от Грозного вплоть до станицы Слепцовской в Ингушетии (расстояние почти 50 километров).
А вот и сама знаменитая площадь Минутка:
Это уже частный сектор между улицей Сайханова и берегом Сунжи. Вот так вывыешивают мусорные мешки в Грозном:
Типичный казацкий дом конца XIX - начала ХХ века. При этом вполне возможно, что дом строили чеченцы. Впрочем, вряд ли: до революции в Грозном было преимущественно русское население.
Ещё один дом в эдаком казачьем кавказском стиле. Есть вообще такой?
Да точно есть! Вот ещё один дом в таком же стиле. Старый ли, новый ли - непонятно. Но очень похож на два предыдущих.
Голубинский мост через Сунжу. Именно здесь несли службу бойцы Свердловского ОМОНа в марте 1996 года, когда погибла группа из 10 бойцов отряда и 4 солдат Внутренних войск. Погибли они чуть дальше (если идти назад), на перекрёстке Ленинградской-Некрасова-Ломоносова. А ж/д вокзал всего в 700 метрах от моста по прямой.
Всё такая же грязная Сунжа:
Вот и дома посовременнее:
Двинулся к берегу Сунжи, шёл по частному сектору. Навстречу попалась компания детишек, лет по 9-12. Один из пацанов что-то сказал мне на чеченском.
- Прости, я по-чеченски не говорю, - ответил я ему.
- Ты русский?
- Да.
- А откуда?
- С Екатеринбурга.
- Как ты?
- Нормально. А ты?
- Тоже нормально, - после краткого раздумья ответил пацанёнок.
Когда я прошёл дальше, то опасался, что малолетки швырнут в спину камнем или чем-нибудь увесистым. Нет, не швырнули. Пешеходная тропа на высоком берегу Сунжи. Раньше в этом районе располагался какой-то нефтезавод. А вот по этой насыпи вроде проходили трамвайные пути. Местные жители это подтвердили. Но что-то уж совсем никаких следов от трамвая не видно, даже кусочка рельс. Неужели так до винтика все было разъёбано и разобрано?
И опять грязная Сунжа:
Вечная память...
Простой грозненский подъезд в Черноречье (южная окраина города):
Грозненское море, ранее называвшееся Чернореченским водохранилищем:
Красивая мечеть на берегу водохранилища:
Пешком до Бакинской трассы от моря идти около 5 километров, может чуть меньше. Вот уже и граница города:
Что-то по-арабски написано:
Земля не самая приятная для ног, но всё-таки за отбойником идти безопаснее, чем рядом с ним по асфальту. Это Кавказ, тут любят погонять.
Грозный закончился (пока что):
Да, это Кавказ. Слишком сильно не расслабляйтесь. Колонна военной техникина въезде в Грозный с бакинской трассы:
Спасибо за внимание!