О предстоящей в сентябре выставке работ кавказских фотографов я узнал ещё в августе, когда заметил это мероприятие в ленте "Фейсбука" сразу у некоторых своих знакомых. Желающим подробнее узнать о выставке будет проще всего зайти на сайт Дома Метенкова в соответствующий раздел (
http://dommetenkova.ru/exhibitions/2018/kavkaz). Меня же заинтересовало конкретное событие, назначенное на вечер 7 сентября - "Artist talk" с Евгением Ивановым, художником и фотографом из Владикавказа. Во-первых, Владикавказ я люблю и уважаю, и среди представленных на выставке городов я бывал только в нём (Ереван, Сухум, Баку - пока что всё мимо). Во-вторых, очень интересна была тема работ Евгения - традиционная осетинская религия. В-третьих, встреча с Евгением Ивановым хорошо подходила под моё расписание.
Начало встречи было назначено на 19.00, я пришёл в Дом Метенкова пораньше, заплатил обычные 100 рублей за вход (кстати, с 7 сентября в музее наконец-то можно платить карточками) и посмотрел на работы самого Евгения Иванова и остальных фотографов выставки.
Махачкалинец Ильяс Хаджи привёз работы, посвящённые своему городу.
Он сравнивает Махачкалу с горными аулами, только если в аулах друг на друге стоят дома, прижавшиеся к горам, то в Махачкале то же самое делают этажи многоэтажных домов. Да, любой, кто был на Кавказе, видел эти сюрреалистические картины вырастающих из пятиэтажек пристроек самого разного размера, материала и цвета.
Армения глазами ереванского фотографа Анны Давитян:
Отто Лакоба из Сухума фотографировал родную Абхазию:
Куро-Араксинская низменность в прицеле бакинца Илькина Гусейнова:
В семь часов вечера началось общение с Евгением Ивановым. Он рассказал о себе - родился в 1983 году в Москве, вырос там же, пять лет назад познакомился со своей будущей женой Анной Кабисовой, они поженились, родили дочку и уехали жить в Осетию. В 2015 году Евгений и Анна начали проект "Верую во единого", посвящённого традиционной религии осетин. Конечно, рудименты язычества в России встречаются практически в любой монотеистической религии - и в христианстве (та же Масленица или Иван Купала), и в исламе (суфийские хороводы тоже вряд ли соответствуют нормам шариата), и уж тем более многие языческие традиции сохранились у народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Но Осетия - случай особый. Евгений Иванов привёл результаты исследования 2012 года, согласно которым 49% опрошенных осетин определили себя как православных Русской православной церкви, а второе место заняли последователи традиционной религии предков - 29%. Что интересно, оба этих показателя тогда оказались выше среднероссийских (соответственно 41% и 1,2%).
В общем, языческое прошлое для Осетии очень важно и сохраняет (и даже усиливает) свои позиции в настоящем. Вот Евгений с женой и занялись фотографированием осетинских святилищ. Они приобрели во Владикавказе старую камеру ХХ века (чуть ли не с накидкой для фотографа) и на неё снимали разные священные места Осетии. Вот примерно так оно выглядит на фотографиях (эти фото - из группы "Дома Метенкова" в "ВК"):
Фотографии Евгения и Анны часто получались с дефектами - засветами, царапинами. Плёнка-то ведь тоже старая! Бывали и проблемы в ходе съёмок - например, где-то местные жители не говорили, как дойти до святилища, считая, что фотографам там делать нечего. Какой-то резон в этих словах есть. Во многие святилища просто запрещён вход женщинам.(к примеру, знаменитое святилище Реком в Цейском ущелье). Да и вообще таскаться по горам Кавказа с объёмной аппаратурой и множеством фотоприбамбасов - тоже занятие не из лёгких.
Рассказав про себя и супругу, Евгений Иванов не забыл упомянуть и о других очень интересных личностях современного искусства Кавказа. Вот, к примеру, пара работ владикавказца Казбека Тедеева - смесь старого и современного Владикавказа (фотографии с сайта "АртАланика"):
В этих работах Тедеев, конечно, по-доброму глумился над современными осетинскими нравами и понятиями.
- Действительно, ещё не так давно во Владикавказе была такая мода, что девушка часто шла на свидание, допустим, в вечернем платье, а парень - в спортивном костюме или в тренировочных штанах, - рассказал Евгений Иванов.
Между прочим, работы Тедеева были 3-4 года назад выставлены на улицах Владикавказа, и очень многим тогда это не понравилось (себя, видимо, узнали). Ладно хоть работы не были подписаны, а то Тедеев мог и по щщам за это получить. Да что тут говорить, я сам осенью 2016 года видел объявление на входе в ресторан "Куырой" во Владикавказе: "Вход в спортивной одежде, с животными и с оружием запрещён". Кстати, весной 2018 года, когда я снова был в столице Осетии, этого объявления уже не было. Прогресс? Неужели помогла немая критика Казбека Тедеева?
Юмор - юмором, а есть и серьёзные темы. Евгений Иванов представил работу известного чеченского художника, фотографа и инсталлятора Аслана Гайсумова. Эта работа называется просто - "Волга" (фотография с сайта ncca.ru).
В этой работе Гайсумов показал то, что делали многие чеченцы в конце 1994 года - набивались по десятку-два человек в одну машину и быстрее уезжали от войны (или пытались уехать). Вообще Гайсумов часто работает над темой войны в Чечне. Конечно, с такими предпочтениями в искусстве работать в сегодняшней Чечне трудно, и Аслан Гайсумов сейчас перебрался в Москву. Художнику всего 27 лет, а некоторые его работы уже выставлены в "Эрмитаже". Крутой!
Осетия считается самым демократичным, свободным и социально активным местом на нашем Кавказе. Но не всё так просто. Евгений Иванов заметил, что преподавание театрального искусства во Владикавказе ведётся строго по классическим шаблонам, практически нет ничего нового. Конечно, нашлись в Осетии ценители искусства, которые решили попробовать что-то изменить. И вот в 2017 году на сцене концертного зала СОГУ был поставлен документальный спектакль "Братья", сценарий которого был написан на основе обычных интервью с обычными жителями Осетии. Их просто спрашивали, что их волнует, как они живут, чего боятся, чего хотят.
Получилось в итоге довольно интересно, судя по показанным Евгением Ивановым эпизодам:
Click to view
Наконец, Евгений рассказал об ещё одном человеке, прославившем Осетию. Этого человека, правда, уже давно нет в живых. Его звали Сосланбек Едзиев, он прожил весьма долгую жизнь (1864-1953). Сосланбек был скульптором-самоучкой, он делал надгробные памятники для своих земляков. Конечно, многое он создавал и для живых людей, занимался не только камнем, но и резьбой по дереву. Евгений Иванов и Анна Кабисова даже создали сайт несуществующего (пока что) музея Едзиева
http://edzievmuseum.ru/, с которого я и взял несколько наглядных фотографий:
Как можно понять, наследие Едзиева постепенно разрушается и пропадает вместе со старыми могилами. Вот Евгений с Анной и пытаются хоть каким-то способом привлечь внимание к талантливейшему сыну осетинской земли, который стал прекрасным образцом наивного искусства в своей эпохе. Не зря же многие сравнивают Сосланбека Едзиева со знаменитым грузинским художником Нико Пиросмани. Тем более, что они родились с разницей всего в два года, только Пиросмани прожил намного меньше - 56 лет.
В общем, благодаря встрече с Евгением Ивановым я неслабо так расширил свои представления об искусстве Кавказа. Собственно, эти представления у меня вообще были весьма примитивными, я считал, что на Кавказе много достойных писателей и поэтов, но в сфере живописи и современного искусства вообще не отводил Кавказу никакого места. И вот, нате вам - работы в Эрмитаже, изменение владикавказской моды под прицелом критики художника, документальные спектакли... Молодцы, что сказать! Ну, а работы Сосланбека Едзиева обязательно надо спасать и собирать в одном месте. Сайт вот уже есть. Даже искать место не надо - сохранился дом скульпторав селе Синдзикау (Дигорский район РСО-Алании, 60 километров от Владикавказа), и дом этот находится в плоховатом состоянии.
А вот ещё знаменитая скульптурная работа Едзиева - "Зайлагмар Уастырджи" на горе Хурхор в Дигорском ущелье (фотография с сайта "Sputnik - Осетия"):
Эту скульптуру в честь победы в войне Едзиев создавал в 1942 году, когда под Орджоникидзе и Моздоком шли тяжёлые бои, и до этой самой победы оставалось ещё почти три года. Сосланбек вырубил скульптуру в огромном валуне. Наопмню, Ездиеву тогда было уже под 80 лет. Более того - Дигорский район какое-то время находился под немецкой оккупацией. Но тем не менее, гениальный старик нашёл в себе силы создать прекрасное произведение.
Находите и вы в себе силы творить прекрасное!
Спасибо за внимание. Ирыстон, цар, ама цар!