Вторые полные сутки своего пребывания в Македонии я решил начать с похода в Скопский зоопарк (это я запланировал уже давно). Зоопарк находится чуть подальше на запад от стадиона "Филипп Второй Македонский", на бульваре Илинден, так что этот путь уже был мне знаком.
По пути к зоопарку я наткнулся на дом, явно переживший землетрясение 1963 года:
Очередной памятник. Кто увековечен - непонятно. А вот вандализм - редкое явление. Впрочем, до этого я ведь видел только памятники в прилизанном для туристов центре Скопье. А как обстоит дело на окраинах столицы и в других городах, остаётся только догадываться...
Итак, вот я и у зоопарка. Только вот на подходе к заведению меня посетило странное чувство. Там стояла тишина, не было слышно животных, не ходили люди. Зоопарк точно работал, он работает каждый день с 9 до 18 часов.
Я подошёл к кассе, но билет стоимостью в 50 денар (очень дёшево, просто даром, особенно по сравнению с Белградским зоопарком) покупать не стал, а спросил у дедушки-кассира:
- Уважаемый, а какое лучшее время для посещения зоопарка? Когда животные не спят и гуляют?
- Около 16 часов, - ответил мне македонец.
Отлично! Тогда и приду сюда попозже. А пока можно было заняться другими делами. Вчера я ведь проходил мимо музея македонской борьбы? Вот, значит, туда и пойду. А то пока ещё ни в одном скопском музее не был. Благо и расстояние от зоопарка до музея было не самым большим - порядка 1,7 километра, меня вела навигация на гугл-карте, хотя я не имел македонскую симку - всё решал вай-фай, даже подключаться к нему не надо было.
На обратном пути от зоопарка я решил зайти в первый попавшийся македонский подъезд. Вот, пожалуйста - ничего необычного: почтовые ящики, подъём по правой стороне, объявления, перила, зелёная краска на стенах.
Три квартиры на этаже, такие же щитки для интернет- и телекабелей. Разве что белая пластиковая дверь нетипична для России, но это не самая выдающаяся деталь интерьера.
Уже на подходе к музею я натолкнулся на ещё один свежеиспечённый скопский монумент - памятник гемиджиям. Гемиджии - это анархическая группировка болгар-македонцев, ставившая своей целью бороться с османским режимом не агитациями и восстаниями, а взрывами бомб. Гемиджии были в основном молодыми людьми из Салоник 18-22 лет, их группировка сложилась в 1899 году. Гемиджии находились под влиянием русской нигилистической литературы и женевских анархистов. Кстати, поначалу гемиджии поддерживали связи с армянскими антиосманскими группировками - хорошо нам известными дашнаками.
Само слово "гемия" примерно означало "чун" - то бишь лодку, эдакий баркас, который пущен в открытое море [терроризма] и предоставлен сам себе - вот так гемиджии видели себя. Соответственно, "гемиджия" - это лодочник. Они решили, что пора обратить внимание европейских стран на положение дел в Македонии. В 1903 году группировка добыла огромное количество динамита, и вскоре гемиджии начали входить в историю.
28 апреля 1903 года анархисты взорвали стоявший в салоникской гавани французский пароход "Гвадалквивир", предварительно выведя оттуда всех пассажиров. Тем же вечером гемиджии взорвали часть железнодорожного пути Стамбул-Салоники - опять же без жертв, но с большими разрушениями. Вечером 29 апреля взрыв 2 килограммов динамита под газопроводом Салоник оставил город без света и водоснабжения. Спустя 10 минут после взрыва подстанции, другая группа анархистов подорвала здание Оттоманского банка с помощью заранее прорытого тоннеля, отчего значительная часть строения была просто разрушена. Затем последовали взрывы бомб возле летнего театра "Альгамбра", отеля "Египет" и местного "Гранд-отеля". После этого турецкие власти опомнились, начали предпринимать какие-то действия, и последующие атаки гемиджиев 30 апреля и 1 мая уже не были столь успешными. В перестрелках и от взрывов своих же бомб были убиты некоторые анархисты, ещё часть была арестована.
Взбешённое мусульманское население Салоник устроило погром болгарского населения. Было убито от 35 до 300 человек, разграблены многие дома и болгарские церкви. Разумеется, этот погром тоже сыграл свою роль в нарастании недовольства славянского населения османской Македонии, что и вылилось через три месяца в Илинденское восстание...
Ну и самое главное я не сказал. Памятник гемиджиям был установлен в июле 2010 года. Бронзовые фигуры шестерых погибших гемиджиев изготовлены, как обычно, во Флоренции, а постамент памятника - в Хорватии. Стоимость работ составила 970 тысяч евро. Ну, конечно, ещё не самый дорогой скопский монумент...
Итак, вот я и перед музеем борьбы за Македонию. Вот фотография со вчерашнего дня:
Он уже открыт (работает с 10 до 18 часов во все дни, кроме понедельника), я захожу внутрь, подхожу к ресепшн. Как сказал вчера охранник, вход в музей стоит 100 денар. Только вот сидящая на рецепции курица молодого возраста заявляет, что вход стоит 300 денар, да ещё и нет возможности ходить там самостоятельно - нужен экскурсовод, который говорит либо на македонском, либо на сербском языке.
Здрасьте, приехали! Нет, ребята, мне ваши трёхсотденарные экскурсоводы, рассказывающие о "жертвах коммунистического режима", не нужны. Сама же Республика Македония и есть порождение "коммунистического режима"! Сама Народная республика Македония появилась на карте 29 ноября 1945 года. Раньше это была Старая Сербия, Южная Сербия, Моравская Болгария, Вардарская бановина - но только не республика со своим языком. А при коммунистах стала. И лишь в переписи 1948 года македонцы стали считаться как отдельный народ (перепись населения 1931 года в королевской Югославии скопом записывала их в сербы). И вот тут нате вам! - жертвы коммунистического режима. И это при том, что большинство населения Македонии до сих пор ностальгирует о социалистических временах.
- В Югославии мой город был как Швейцария на Балканах, - рассказал мне мой друг Гоце из города Македонска-Каменица. - У нас производили самый лучший сыр, брынзу, чернослив, ракию из чернослива... В Македонии все знают, что тогда жилось лучше, чем сейчас. Македония уже 25 лет выбирает не тех, кто будет делать стране лучше, а тех, кто будет делать меньше плохого.
- Я хотел бы, чтобы в Македонии правил Сталин! - уверял меня работник моего хостела Здравко. - Да, я многого не знаю о том, как жилось России при нём. Но у нас был подобный ему - Тито. Он был лучшим правителем Югославии. У всех была работа и достойная зарплата. Не было никаких ограничений. Мы спокойно могли ездить хоть в Европу, хоть в Россию.
...Музей македонской борьбы строился с 2008 года был открыт 8 сентября 2011 года - в день 20-летия независимости Македонии. Строительство огромного комплекса обошлось в 12 миллионов евро.
Наверняка этот музей чем-то схож с екатеринбургским Ельцин-центром, и наверняка сюда тоже водят сотни школьников. Однако, в 2016 году музей посетило всего 29 тысяч человек - то есть примерно по 95 человек в рабочий день. Менее 12 посетителей в час. Да уж, очень "востребованный" музей... Основные иностранные посетители - голландцы и турки, а также жители балканских стран. Для сравнения: один только музей истории Югославии в Белграде ежегодно посещает около 120 тысяч человек, а ведь в сербской столице есть и более интересные и посещаемые музеи. Конечно, население Белграда больше, чем население Скопье, а население Сербии - больше, чем население Македонии. Но не настолько.
А на что тут можно посмотреть? Вот декларация о независимости Македонии:
Декларация - вещь священная, не спорю. Но всё остальное?..
Вот картина "Убийство Тодора Александрова". Автор - Сергей Трошин, российский художник. Что, не могли найти своих отечественных художников?
Картина "Криволакская битва 1915 года". Автор - ещё один наш соотечественник, Павел Рыженко:
Итак, визит в зоопарк был отложен, визит в музей македонской борьбы закончился преждевременно. Тогда я решил съездить в Транспортный центр.
Дело в том, что у меня, как я уже говорил, была "повратна карта" на рейс Белград-Скопье, то есть я оплатил сразу путь туда и обратно с 25%-ной скидкой. Но ехать обратно мне нужно было только тем же перевозчиком, на котором я приехал в Скопье, то есть "Ниш-экспрессом". А на 6 сентября у них было всего три рейса из македонской столицы в сербскую, и из этих трёх рейсов мне подходил только тот, что отправлялся в 9 утра с копейками. Поэтому я решил сразу зарезервировать себе место в автобусе, чтобы не кипешить завтра с утра.
Путь от музея до вокзала составлял около полутора километров, но мне уже надоело ходить пешком. Я решил испытать скопские красные двухэтажные автобусы. В киоске я приобрёл "Скопску карту" за 150 денар и пополнил её на 10 поездок, что опустошило меня ещё на 250 денар. Конечно, с десятком поездок я погорячился, нужно было брать штук пять.
Сажусь в автобус, еду:
Конечно, вид со сторого этажа автобуса - вещь интересная. Но эта ладно! Самое главное - в Скопье за проезд платят все. Ну или почти все. Совершенно противоположная картина по сравнению с Белградом. И ведь ценник-то здесь тоже неслабый - как в Екатеринбурге. Но люди платят - валидаторы стоят, кондукторов нет, но пассажиры послушно валидируют свои "скопские карты".
Очень быстро автобус доехал до нужной мне остановки, я сошёл (точнее, сбежал вниз по лестнице). Захожу в здание транспортного центра, занимаю очередь в кассу, сжимая в руках вторую часть своей "повратной карты". Вот и моя очередь.
- Здравствуйте! Я хочу забронировать место на завтра, на 9 утра!
- Здравствуйте! А где верхняя часть от билета? - спросила меня кассирша.
Щито? Ещё нужно было и верхнюю часть вам подать? Слава Богу, я её не выкинул. Но ведь и брать с собой я её не брал. И в Сербии она не требовалась - в автобус пускали по одной нижней части, с билетом "обратно".
Ну что за страна! Пришлось мне сразу идти опять на автобус и ехать в сторону хостела. И по времени я почти не выигрывал - ждать автобус нужно было долго, и потом ещё идти от остановки до хостела. Вроде бы Скопье - не такой уж большой город, но с транспортом здесь всё печально: трамваев нет, троллейбусов нет, автобус ждёшь по полчаса, пусть он и двухэтажный. Да хоть трёхэтажный!
Итак, я в хостеле, нахожу потрёпанный билет из Белграда в Скопье, снова еду на автобусе в транспортный центр, бронирую место на завтра, да ещё и доплачиваю 50 денар. Таким образом, всего путь из Белграда в Скопье и обратно обошёлся мне в 4340 сербских динар + 50 македонских денар = 2580 рублей. Если бы я взял билет в Белграде в один конец, то он обошёлся бы мне в 2700 динар (1570 рублей). Примерно столько же я заплатил бы и за билет из Скопье в Белград в один конец. Так что всё-таки "повратна карта" действительно помогала сэкономить несколько сотен рублей.
Спасибо за внимание!