Македония. Скопье. Музей македонской борьбы и Транспортный центр

Jan 15, 2018 22:17


Вторые полные сутки своего пребывания в Македонии я решил начать с похода в Скопский зоопарк (это я запланировал уже давно). Зоопарк находится чуть подальше на запад от стадиона "Филипп Второй Македонский", на бульваре Илинден, так что этот путь уже был мне знаком.

По пути к зоопарку я наткнулся на дом, явно переживший землетрясение 1963 года:


Очередной памятник. Кто увековечен - непонятно. А вот вандализм - редкое явление. Впрочем, до этого я ведь видел только памятники в прилизанном для туристов центре Скопье. А как обстоит дело на окраинах столицы и в других городах, остаётся только догадываться...


Итак, вот я и у зоопарка. Только вот на подходе к заведению меня посетило странное чувство. Там стояла тишина, не было слышно животных, не ходили люди. Зоопарк точно работал, он работает каждый день с 9 до 18 часов.
Я подошёл к кассе, но билет стоимостью в 50 денар (очень дёшево, просто даром, особенно по сравнению с Белградским зоопарком) покупать не стал, а спросил у дедушки-кассира:
- Уважаемый, а какое лучшее время для посещения зоопарка? Когда животные не спят и гуляют?
- Около 16 часов, - ответил мне македонец.
Отлично! Тогда и приду сюда попозже. А пока можно было заняться другими делами. Вчера я ведь проходил мимо музея македонской борьбы? Вот, значит, туда и пойду. А то пока ещё ни в одном скопском музее не был. Благо и расстояние от зоопарка до музея было не самым большим - порядка 1,7 километра, меня вела навигация на гугл-карте, хотя я не имел македонскую симку - всё решал вай-фай, даже подключаться к нему не надо было.

На обратном пути от зоопарка я решил зайти в первый попавшийся македонский подъезд. Вот, пожалуйста - ничего необычного: почтовые ящики, подъём по правой стороне, объявления, перила, зелёная краска на стенах.



Три квартиры на этаже, такие же щитки для интернет- и телекабелей. Разве что белая пластиковая дверь нетипична для России, но это не самая выдающаяся деталь интерьера.


Уже на подходе к музею я натолкнулся на ещё один свежеиспечённый скопский монумент - памятник гемиджиям. Гемиджии - это анархическая группировка болгар-македонцев, ставившая своей целью бороться с османским режимом не агитациями и восстаниями, а взрывами бомб. Гемиджии были в основном молодыми людьми из Салоник 18-22 лет, их группировка сложилась в 1899 году. Гемиджии находились под влиянием русской нигилистической литературы и женевских анархистов. Кстати, поначалу гемиджии поддерживали связи с армянскими антиосманскими группировками - хорошо нам известными дашнаками.


Само слово "гемия" примерно означало "чун" - то бишь лодку, эдакий баркас, который пущен в открытое море [терроризма] и предоставлен сам себе - вот так гемиджии видели себя. Соответственно, "гемиджия" - это лодочник. Они решили, что пора обратить внимание европейских стран на положение дел в Македонии. В 1903 году группировка добыла огромное количество динамита, и вскоре гемиджии начали входить в историю.
28 апреля 1903 года анархисты взорвали стоявший в салоникской гавани французский пароход "Гвадалквивир", предварительно выведя оттуда всех пассажиров. Тем же вечером гемиджии взорвали часть железнодорожного пути Стамбул-Салоники - опять же без жертв, но с большими разрушениями. Вечером 29 апреля взрыв 2 килограммов динамита под газопроводом Салоник оставил город без света и водоснабжения. Спустя 10 минут после взрыва подстанции, другая группа анархистов подорвала здание Оттоманского банка с помощью заранее прорытого тоннеля, отчего значительная часть строения была просто разрушена. Затем последовали взрывы бомб возле летнего театра "Альгамбра", отеля "Египет" и местного "Гранд-отеля". После этого турецкие власти опомнились, начали предпринимать какие-то действия, и последующие атаки гемиджиев 30 апреля и 1 мая уже не были столь успешными. В перестрелках и от взрывов своих же бомб были убиты некоторые анархисты, ещё часть была арестована.
Взбешённое мусульманское население Салоник устроило погром болгарского населения. Было убито от 35 до 300 человек, разграблены многие дома и болгарские церкви. Разумеется, этот погром тоже сыграл свою роль в нарастании недовольства славянского населения османской Македонии, что и вылилось через три месяца в Илинденское восстание...

Ну и самое главное я не сказал. Памятник гемиджиям был установлен в июле 2010 года. Бронзовые фигуры шестерых погибших гемиджиев изготовлены, как обычно, во Флоренции, а постамент памятника - в Хорватии. Стоимость работ составила 970 тысяч евро. Ну, конечно, ещё не самый дорогой скопский монумент...

Итак, вот я и перед музеем борьбы за Македонию. Вот фотография со вчерашнего дня:


Он уже открыт (работает с 10 до 18 часов во все дни, кроме понедельника), я захожу внутрь, подхожу к ресепшн. Как сказал вчера охранник, вход в музей стоит 100 денар. Только вот сидящая на рецепции курица молодого возраста заявляет, что вход стоит 300 денар, да ещё и нет возможности ходить там самостоятельно - нужен экскурсовод, который говорит либо на македонском, либо на сербском языке.


Здрасьте, приехали! Нет, ребята, мне ваши трёхсотденарные экскурсоводы, рассказывающие о "жертвах коммунистического режима", не нужны. Сама же Республика Македония и есть порождение "коммунистического режима"! Сама Народная республика Македония появилась на карте 29 ноября 1945 года. Раньше это была Старая Сербия, Южная Сербия, Моравская Болгария, Вардарская бановина - но только не республика со своим языком. А при коммунистах стала. И лишь в переписи 1948 года македонцы стали считаться как отдельный народ (перепись населения 1931 года в королевской Югославии скопом записывала их в сербы). И вот тут нате вам! - жертвы коммунистического режима. И это при том, что большинство населения Македонии до сих пор ностальгирует о социалистических временах.

- В Югославии мой город был как Швейцария на Балканах, - рассказал мне мой друг Гоце из города Македонска-Каменица. - У нас производили самый лучший сыр, брынзу, чернослив, ракию из чернослива... В Македонии все знают, что тогда жилось лучше, чем сейчас. Македония уже 25 лет выбирает не тех, кто будет делать стране лучше, а тех, кто будет делать меньше плохого.

- Я хотел бы, чтобы в Македонии правил Сталин! - уверял меня работник моего хостела Здравко. - Да, я многого не знаю о том, как жилось России при нём. Но у нас был подобный ему - Тито. Он был лучшим правителем Югославии. У всех была работа и достойная зарплата. Не было никаких ограничений. Мы спокойно могли ездить хоть в Европу, хоть в Россию.

...Музей македонской борьбы строился с 2008 года был открыт 8 сентября 2011 года - в день 20-летия независимости Македонии. Строительство огромного комплекса обошлось в 12 миллионов евро.

Наверняка этот музей чем-то схож с екатеринбургским Ельцин-центром, и наверняка сюда тоже водят сотни школьников. Однако, в 2016 году музей посетило всего 29 тысяч человек - то есть примерно по 95 человек в рабочий день. Менее 12 посетителей в час. Да уж, очень "востребованный" музей... Основные иностранные посетители - голландцы и турки, а также жители балканских стран. Для сравнения: один только музей истории Югославии в Белграде ежегодно посещает около 120 тысяч человек, а ведь в сербской столице есть и более интересные и посещаемые музеи. Конечно, население Белграда больше, чем население Скопье, а население Сербии - больше, чем население Македонии. Но не настолько.

А на что тут можно посмотреть? Вот декларация о независимости Македонии:


Декларация - вещь священная, не спорю. Но всё остальное?..

Вот картина "Убийство Тодора Александрова". Автор - Сергей Трошин, российский художник. Что, не могли найти своих отечественных художников?


Картина "Криволакская битва 1915 года". Автор - ещё один наш соотечественник, Павел Рыженко:


Итак, визит в зоопарк был отложен, визит в музей македонской борьбы закончился преждевременно. Тогда я решил съездить в Транспортный центр.

Дело в том, что у меня, как я уже говорил, была "повратна карта" на рейс Белград-Скопье, то есть я оплатил сразу путь туда и обратно с 25%-ной скидкой. Но ехать обратно мне нужно было только тем же перевозчиком, на котором я приехал в Скопье, то есть "Ниш-экспрессом". А на 6 сентября у них было всего три рейса из македонской столицы в сербскую, и из этих трёх рейсов мне подходил только тот, что отправлялся в 9 утра с копейками. Поэтому я решил сразу зарезервировать себе место в автобусе, чтобы не кипешить завтра с утра.

Путь от музея до вокзала составлял около полутора километров, но мне уже надоело ходить пешком. Я решил испытать скопские красные двухэтажные автобусы. В киоске я приобрёл "Скопску карту" за 150 денар и пополнил её на 10 поездок, что опустошило меня ещё на 250 денар. Конечно, с десятком поездок я погорячился, нужно было брать штук пять.

Сажусь в автобус, еду:


Конечно, вид со сторого этажа автобуса - вещь интересная. Но эта ладно! Самое главное - в Скопье за проезд платят все. Ну или почти все. Совершенно противоположная картина по сравнению с Белградом. И ведь ценник-то здесь тоже неслабый - как в Екатеринбурге. Но люди платят - валидаторы стоят, кондукторов нет, но пассажиры послушно валидируют свои "скопские карты".

Очень быстро автобус доехал до нужной мне остановки, я сошёл (точнее, сбежал вниз по лестнице). Захожу в здание транспортного центра, занимаю очередь в кассу, сжимая в руках вторую часть своей "повратной карты". Вот и моя очередь.
- Здравствуйте! Я хочу забронировать место на завтра, на 9 утра!
- Здравствуйте! А где верхняя часть от билета? - спросила меня кассирша.
Щито? Ещё нужно было и верхнюю часть вам подать? Слава Богу, я её не выкинул. Но ведь и брать с собой я её не брал. И в Сербии она не требовалась - в автобус пускали по одной нижней части, с билетом "обратно".

Ну что за страна! Пришлось мне сразу идти опять на автобус и ехать в сторону хостела. И по времени я почти не выигрывал - ждать автобус нужно было долго, и потом ещё идти от остановки до хостела. Вроде бы Скопье - не такой уж большой город, но с транспортом здесь всё печально: трамваев нет, троллейбусов нет, автобус ждёшь по полчаса, пусть он и двухэтажный. Да хоть трёхэтажный!

Итак, я в хостеле, нахожу потрёпанный билет из Белграда в Скопье, снова еду на автобусе в транспортный центр, бронирую место на завтра, да ещё и доплачиваю 50 денар. Таким образом, всего путь из Белграда в Скопье и обратно обошёлся мне в 4340 сербских динар + 50 македонских денар = 2580 рублей. Если бы я взял билет в Белграде в один конец, то он обошёлся бы мне в 2700 динар (1570 рублей). Примерно столько же я заплатил бы и за билет из Скопье в Белград в один конец. Так что всё-таки "повратна карта" действительно помогала сэкономить несколько сотен рублей.

Спасибо за внимание!

Скопье, македонцы, культура, история, Белград, Екатеринбург, русские, транспорт, музеи, менталитет, зоопарк, туризм, Македония, Сталин, Сербия

Previous post Next post
Up