Сербия. День первый. 21 апреля 2014 года

Jul 30, 2016 22:28


   Я постоянно утешаю себя избитой фразой - "Всему своё время". И вот наконец-то настало время рассказать о моём путешествии в Сербию, которое состоялось более двух лет назад. Особенно интересно взглянуть на него с высоты прошедшего времени, а время это было для России и для меня лично отнюдь не лёгким, а очень непростым. Итак, друзья и подруги, если кому интересно - читайте!

...Билеты туда-обратно от Москвы до Белграда я прикупил ещё в феврале 2014 года, уложившись примерно в 7800 рублей, причём в эту сумму вошли и прямой билет, и обратный. Затем я про всё это благополучно подзабыл на два месяца, до начала апреля.
    7 апреля я уволился с работы, а 10-го выехал в Москву. Свои дела я делал там до вечера 20-го. Около восьми вечера я свалил из московского хостела, доехал по Замоскворецкой линии метро до «Речного вокзала» и там сел на автобус номер 851, который идёт до аэропорта Шереметьево.  Путь от Речного до терминала F Шереметьева занял около 40-45 минут (ибо ехали мы без пробок), ну в принципе я бы не отказался от пробок, так как на часах не было ещё и половины десятого, когда моя персона пересекала металлодетекторы аэропорта, а до вылета оставалось ещё целых 8 часов.
    Время я убивал мучительно: бродил по терминалу, задавал разные вопросы на информационной стойке, искал магазин, киоск или автомат, где подешевле питьё и еда, но раскошелился только на 60-рублёвый квас. Щёлкал семечки, слушал музыку в МР-3-плеере, даже поспать пытался (на соседних рядах парочка пассажиров спала, растянувшись на весь ряд, да ещё и с обутыми ногами, и ничего - местная полиция не обратила на них никакого внимания.)
    Как бы то ни было, но наконец-то в 3.20 ночи (или утра?) началась регистрация, которую я прошёл очень быстро. Улетучились последние опасения, что меня могло «кинуть» интернет-агентство - всё, я зарегистрирован и лечу в Сербию. Хостел в Белграде я к тому времени уже забронировал.
    Регистрация, обыск, ожидание, - и вот, наконец, посадка на самолёт. Стройные сербские стюардессы в чёрной униформе и с прикольными хвостиками на головах. Занятой оказалась только треть мест, поэтому все мы расселись достаточно свободно. Со стюардессами я попробовал объясняться на сербском - вроде получалось, по крайней мере, мы друг друга прекрасно понимали.
    Взлёт, обед, небольшой сон (я просто положил голову на соседнее сиденье, которое осталось пустым) - и вот уже посадка. Мы приземлились в Сурчине около шести утра в самом начале солнечного дня, пока в Белграде было ещё не жарко.


Я быстро прошёл паспортный контроль, мне поставили штамп почему-то на 7-й странице загранпаспорта, а затем я начал искать пути выхода. Для начала я, что называется, тупанул, и отправился на регистрацию рейса на Мюнхен и даже начал проходить осмотр. Я ещё удивился - зачем мне снимать ремень и часы, если я уже прилетел в Сербию и никуда не вылетаю?
    Но, наконец, я разобрался, вышел куда нужно, забрал свою сумку, которая одиноко дожидалась меня рядом с лентой, и стал искать обменник. Тут же нарисовались местные таксисты, которые стали предлагать свои услуги. Ценник они заряжали неслабый - 20 евро. А у меня на всю поездку было 360 евро. Естественно, я отказывался, но таксистам понравилось, что я из России и что я говорю по-сербски, поэтому они скинули цену до 15 евро и проводили до обменника. Я поменял там 70 евро на 7980 динар.
    Кстати, в Сурчине курс обмена валюты оказался намного демократичнее (114 динар за евро - продажа, 117 динар - покупка), нежели в Щереметьево с его 44 и 54 рублями за евро. Я по-прежнему не хотел ехать на такси, зная, что до Зелени-венца меня довезёт 72-й автобус. Таксисты перестали настаивать и попрощались.
    Едва я вышел на улицу и глотнул сербского воздуха, как появился и автобус. Я зашёл внутрь и заплатил водителю за билет 150 динар. Это был первый и предпоследний раз, когда я платил в Сербии за проезд в городском общественном транспорте.
    Минут через пять автобус тронулся. Через Земун и Нови-Београд мы ехали к центру Белграда. Остановок было очень много, и они были частые. Хотя был понедельник, народу в автобусе было стабильно мало - что около аэропорта, что в Земуне, что в Нови-Београде. Лишь потом я узнал, что Пасха, которая как раз праздновалась вчера, является в Сербии выходным днём, потому и народа в автобусе и на улицах почти не попадалось.
    Автобус всё ехал и ехал по ровным белградским дорогам, по Бранкову мосту, а мне понравился женский голос, объявлявший остановки: «Следеће стаjалиште - …» Мне позвонил друг Артём из Москвы и спросил, что да как. Я, полный радости и оптимизма, доложил ему, что прибыл в Белград и что у меня всё нормально.
    Около восьми утра я вышел из автобуса на Зелени-венце. Дальше у меня были неслабые затруднения с поиском моего хостела, который располагался по адресу: Зелени-венац, 2. Около часа поисков хостела - и вот я внутри. За этот час я пообщался со множеством сербов, и все меня понимали. Слава Богу, самостоятельные уроки сербского не прошли даром. Как потом оказалось, я намотал несколько кругов вокруг нужного мне дома, прежде чем увидел наконец надпись над одной из дверей - «Hostel Goodnicht Grooves». Это и был мой хостел.
    В 5-этажном доме был лифт, но он не работал, и я поднялся до пятого этажа пешком. Хостел занимал весь пятый этаж (с этого входа.) В хостеле было пусто, как будто все вымерли. Оказалось, что на данный момент я был единственным постояльцем. Что ж, меньше народу - больше кислороду. Администратором в тот день была Александра - миниатюрная сербка, родом из Воеводины. Она зарегистрировала меня, обрадовалась моему знанию сербского языка, налила мне немного ракии и посоветовала близлежащий ресторан «Микан» (на улице маршала Бирюзова.)
    Я заплатил сразу за шесть ночей. Сумма составила 6918 динар, или 2940 рублей по курсу того дня, то есть, в среднем, каждая ночёвка обошлась мне в 1153 динара (490 рублей.) Бросив вещи в своём 4-местном номере, я двинулся в «Микан».
    Сонный Белград очень неохотно просыпался - прохожих было очень мало, а в ресторане, кроме меня, находились всего двое мужчин-посетителей. Я заказал плескавицу и чай. К плескавице прилагался хлеб. Когда плескавицу принесли, то я сначала подумал, что быстро управлюсь с ней. Куда там…


Она оказалась настолько калорийной и «мясной», что я моментально наелся. Часть плескавицы пришлось по-нищебродски завернуть в салфетку и унести с собой. Чай я вливал в себя уже через силу. Всё это удовольствие обошлось мне примерно в 700 динар, ну и, конечно же, я оставил официанту 10% на чай (как я впоследствии узнал, сербы редко оставляют чаевые.)
    Пообедав и с трудом выбравшись из-за стола, я двинулся в сторону белградского железнодорожного вокзала. Я прошёл по улице Балканской, ощущая атмосферу Белграда, вдыхая его ни с чем несравнимый запах. Ходить по Белграду - занятие не из лёгких: постоянные подъёмы и спуски быстро лишают вас сил.
    Когда я впервые увидел «Железничку станицу», то сначала подумал, что попал в какой-то провинциальный европейский город, но никак не в столицу страны. Вокзал был почти пуст, народа было очень мало. Почти такая же картина наблюдалась и на соседнем автобусном вокзале.
    Обратно с вокзала я дошёл до отеля «Москва», который находится недалеко от моего хостела. Около отеля я впервые увидел толпу граждан, разбившихся на кучки и что-то оживлённо обсуждавших и передающих из рук в руки.


Сначала я думал, что это коллекционеры марок, но потом мне объяснили, что тут собираются любители футбола, собирающие альбомы, приуроченные к чемпионату мира-2014. Они обмениваются карточками между собой, чтобы собрать альбом полностью.
    От «Москвы» я двинулся дальше по Кнез-Михайловой улице, дошёл до Площади Славы, там сел на троллейбус и доехал до одной из главных целей моего путешествия - стадиона «Црвена Звезда», на котором играет одноимённый клуб.
    Мне опять показалось, что я нахожусь где-то в глухой европейской провинции. Подход к стадиону больше всего напоминает какую-то деревенскую поляну, издалека даже не верится, что на нём вершатся такие классные перфомансы. Окрестности стадиона были завешаны афишами об одном из прошедших матчей. Значительная часть этих афиш была сорвана либо изрисована надписями чёрного цвета - это постарались фанаты «Партизана».
    На подходе к сербской «Маракане» не было никаких преград - ни полиции, ни охраны, ни турникетов. Можно было спокойно подойти к самым стенам стадиона. «Црвена звезда» сделана не как большинство российских арен, которые возводятся на ровном месте и где вам нужно подыматься вверх. Стадион «ЦЗ» вырыт в котловане, то есть вы, чтобы найти своё место, должны сразу спуститься вниз. Это весьма удобно для зрителей.
    Все стены «Мараканы» были изрисованы граффити, сделанными «Делиjе». Граффити имели широкий репертуар: от Косово до братьев из России и Греции; от изображений погибших фанатов «Звезды» до перечёркнутого ножа с надписью «режут только п..ды». Были даже надписи «Путин любит Звезду».
    Недалеко от касс находился вход на стадион. Я зашёл и поговорил со служащим стадиона - немолодым сербом. Он поведал мне, что билетов на сектор «Делиjе» на «Вечное дерби», которое должно было состояться 26 апреля, уже давно нет в продаже, а билет на завтрашний матч с «Радничками» из Ниша стоит от 200 до 500 динар, в зависимости от сектора.
    Завершающим аккордом первого дня стал поиск съестного. Я решил закупиться в одной из многочисленных белградских «посластичарниц». Наиболее близким аналогом у неё будут «кондитерская» и «пекарня», но и то это не совсем точный перевод. В посластичарнице я набрал несколько немаленьких пирожных, которые обошлись мне в довольно скромную сумму. Как я и раньше читал в Интернете, сербские продавцы действительно прямо всё упаковывают по разным пакетикам. Не знаю, какой в этом смысл, но - что есть, то есть.
    Сербы любят Путина. В Сербии люди живут бедно (я очень надеялся, что это миф.) В Сербии всем на всё наплевать. Но, как ни странно, народ здесь очень отзывчивый, некоторые люди стояли и контролировали мой путь после своих подсказок, наблюдая за тем, как я следую их инструкциям.

Белград, туризм, Сербия

Previous post Next post
Up