Белград, 25 февраля 2020 года: встреча с другом и 28 гепратовцев

Aug 10, 2021 14:05


Итак, я снова оказался в Белграде спустя почти три месяца отсутствия. Я уехал отсюда рано утром 30 ноября, а вернулся днём 24 февраля. Когда я уезжал, зима здесь ещё не наступила, а когда приехал, то уже отступила. По крайней мере, так казалось.

Утром и днём 25-го я работал - был вторник, мне нужно было по-прежнему ставить новости на сайт. Конечно, настроение было уже совсем нерабочее, хотелось быстрее закончить неделю и больше не париться из-за масложирового рынка, который за полтора года сильно надоел мне. К тому же вечером я должен был увидеться со своим македонским корешем Здравко, который приехал в отпуск из Афганистана - он к тому времени уже почти полтора года работал на одной из натовских баз около Баграма в качестве обслуживающего персонала - на кухне и в канцеляриях.

Гулять я вышел только вечером, когда закончил свою работу. Встретиться со Здравко мы условились возле 4-звёздного отеля "Президент", где он снял номер. Да, неплохо получают даже гражданские служащие НАТО в неспокойном Афгане. В четыре часа дня я вышел в сторону отеля, идти мне нужно было минут 15 - от Андричев-венаца до Белградского автобусного вокзала, напротив которого находится отель.

По пути, на улице Адмирала Гепрата, я натолкнулся на обычный с виду дом, стоящий возле перекрёстка с улицей Балканской.



Текст на табличке таков: "Перед этим домом в борьбе за освобождение югославской столице в октябре 1944 года подтвердили (да, именно так написано!) своими жизнями 28 красноармейцев. Вечная слава и благодарность им от братского народа. Сербское аграрное общество". 28 погибших наших солдат в Белграде - это очень много для одного дома. За всю операцию по освобождению города погибло чуть более тысячи бойцов Красной Армии, здесь потери были намного меньше, чем в Будапеште и тем более в Берлине. Как я узнал позднее, останки погибших были захоронены в Вознесенской церкви, что тоже находится на улице Адмирала Гепрата, только чуть восточнее, возле перекрёстка с улицей Кнеза Милоша. Судя по обрывочным данным, наши ребята здесь попали под огонь пулемёта из немецкого дота. Здесь немецкие позиции были очень сильны: всего в нескольких сотнях метров к западу - стратегически важный железнодорожный вокзал (тогда ещё не Старый, а как раз действующий), а в районе всё той же Вознесенской церкви - мощный комплекс министерств с высокими каменными зданиями, идеально пригодными для обороны. Да, в 1941 году были 28 панфиловцев, а в 1944 году в Белграде появились свои 28 "гепратовцев", если можно так назвать...


Коты где-то там же, поблизости:


Я встретил Здравко в фойе отеля "Президент", и мы сразу двинулись в ресторан "Микан", что на улице Маршала Бирюзова (минут 10 ходьбы от отеля). Я оказался в ресторане спустя семь лет - именно "Микан" стал первым сербским рестораном, который я посетил в первой своей поездке в Сербию, и было это 21 апреля 2014 года. С тех пор внутри ресторан почти не изменился, ну, а оценка на Гугл-картах 4,5 (по более чем 1000 отзывам) говорит о качестве заведения сама за себя.
Мы со Здравко заказали что-то поесть и что-то попить, платил за всё мой кореш-македонец. Зато я задарил Здравко традиционный полгон с Урала - несколько наших самоцветов. Такие подарки заходят за границей на ура.

Со Здравко мы просидели в ресторане около полутора часов. Уже на следующий день ему надо было уезжать обратно в Скопье. Здравко показал мне свой новый болгарский паспорт - осенью 2019 года он стал гражданином Болгарии и собирался после истечения контракта с НАТО (то есть осенью 2020 года) вернуться на какое-то время домой в Македонию, а потом ехать в Австрию или Германию (эх, голубые мечты большинства македонцев...)

Я проводил друга обратно до отеля, где на прощание мы сфоткались:


Сам я решил навестить свой хостел на Косанчичевом-венаце, где мы с моим другом Михой жили в ноябре, в самом начале моего приезда в Сербию. Хостел работал, но там не было знакомых мне работников Марко и Стефани, а работала новая девушка - Аня. Она сообщила, что Стефани только что уволилась, и, собственно, Аня работает вместо неё, и что Марко будет на работе завтра. Потом Аня предложила попить кофейку. Мы с ней зазнакомились и пообщались. Оказалось, что Ане лет 27-28, она обычно летом работает в отеле на хорватском острове Хвар, а также преподаёт английский язык в качестве репетитора. В хостел она устроилась временно, до начала сезона на Хваре (знал бы кто тогда, что сезон в 2020 году толком так и не начнётся).
Я добавил Аню в инстаграме. Типичная её фотка:


И вот вид с другого ракурса:


Вообще, Анькин инстаграм весьма типичен для сербки-содержанки (есть и такие): сплошные побережья, яхты, купания, гулянки. Но на фотках строго одни девочки. Возможно, тусовка сильных и независимых сербок.


Так или иначе, но интерес возник, я предложил в выходные погулять или сходить на начинающийся 29 февраля очередной Белградский кинофестиваль. Аня согласилась, причём даже с энтузиазмом.

В хостеле я нашёл путеводитель по Белграду на английском языке и сфоткал несколько нужных мне страниц про Бульвар Краля Александра - одну из самых интересных и атмосферных улиц сербской столицы. В конце февраля я запланировал провести экскурсию по этому бульвару и уже выставил маршрут на Arbnb


Пора было двигаться в "Хабитат". Я прошёл через палату "Албания" - одно из любимых моих зданий в Белграде. Она занимает пространство на углу между улицами Кнез-Михаиловой и Коларчевой и доминирует над улицей Теразие и площадью Республики. За "Албанию" в октябре 1944 года тоже шли жестокие бои, и именно поднятие югославского знамени над этим 13-этажным зданием 20 октября 1944 года обозначало освобождение столицы Югославии. Кстати, от палаты "Албания" до дома 28 "гепратовцев" - всего 750 метров вниз по улице Балканской. Скорее всего, и то здание на перекрёстке Балканской - Адмирала Гепрата было взято почти в тот же день.


Спасибо за внимание! Продолжение следует!

македонцы, друзья, Белград, сербки, Бульвар Краля Александра, сербы, Палата Албания, Вторая мировая война, Великая Отечественная война, путеводитель, Сербия

Previous post Next post
Up