Братское воинское захоронение в посёлке Чаща.

Mar 23, 2020 23:04




Общий вид братского воинского захоронения в посёлке Чаща. Фото А. Седельников, 2010 г. ("Книга Памяти").

Некоторое время назад в ВК (см.: "Наша Чаща") возникла весьма любопытная дискуссия по поводу братского воинского захоронения в посёлке Чаща. Поскольку я интересуюсь и историей Великой Отечественной войны, и историей Вырицы и ее окрестностей я решил сам посмотреть общедоступную информацию по этому захоронению. Не могу сказать, что результаты меня удивили, но точно не порадовали.

На сайте "Память народа" есть две учетные карточки братского воинского захоронения в посёлке Чаща (№ захоронения в ВМЦ 47-151). Первая датирована 16 апреля 1993 г. и подписана Гатчинским горвоенкомом подполковником В. Дальновым и главой администрации А. Ледовских. Согласно этому документу в Чаще похоронены 9 человек. Имена всех похороненных известны и указаны в таблице.

Вторая учетная карточка датирована 27 ноября 2014 г. Согласно этому документу в братской могиле покоятся уже 15 человек. При этом указано, что последнее захоронение было сделано в 1975 г. Хотя имена всех захороненных известны, список с именами почему-то в этом документе отсутствует. Это список приведен в отдельном документе, который подписан, так же как и учетная карточка 2014 г., начальником отдела Военного комиссариата Ленинградской области по г. Гатчина и Гатчинскому району Д.А. Горкиным. При этом на плите мемориала и по настоящее время выбито только 9 фамилий.




Список захороненных в братском воинском захоронении посёлка Чаща. На левом листе "старый" список с 9 фамилиями, на правом - дополнительные 6 фамилий.

Даже беглый взгляд на список захоронных вызывает некоторое недоумение и сразу по нескольким причинам. Во-первых, это места первоначального захоронения, а, во-вторых, это даты гибели.

Из указанных в карточке захоронения мест первоначального захоронения, только д. Чаща (для 9 человек из 15), вроде бы, не вызывает вопросов. Остальные населенные пункты находятся достаточно далеко от Чащи - на расстоянии 60-70 километров, а один населённый пункт даже на расстоянии в 275 километров!

14 человек похороненных в Чаще погибли в 1944 г. и только один погиб в 1941 г. При этом шестеро погибли в период с 18 по 26 января 1944 г. В это время даже близко от района Чащи не велось боевых действий. При этом все шестеро погибших принадлежат к частям и соединениям, которые даже оносительно близко от района Чащи боевых действий не вели.



Фотография мемориала из учетной карточки захоронения 1993 г. Фотография, очевидно, более раннего периода.

Бои в районе Чащи, январь-февраль 1944 г.
В 1944 г. активных боевых действий не велось вообще. В самом конце января в район нынешней платформы "77 километр" и станции Новинка с востока вышли части 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Они прошли от Новгородской железной дороги по насыпи железной дороги Чудово - Дивенская. Еще несколько дней 18-я стрелковая дивизия вела бои с арьергардными группами противником на линии Витебской железной дороги, пока немцы не отступили через лесной массив на запад к Варшавской железной дороге. Утром 31 января 419-й полк 18-й стрелковой дивизии овладел станцией и посёлком Новинка, а чуть позже деревней Чаща. Станция и посёлок Чаща были вне зоны боевых действий. Вслед за 18-й стрелковой дивизией из района Любани прошла 80-я стрелковая дивизия. При этом, если два полка этой дивизии шли по насыпи железной дороги от Глубочки до Дивенской, то один полк (218-й стрелковый полк) от Порожка свернул на юг и прошел по маршруту Савкино - Нестерково - Озерешно - Чаща. В боевом донесении 80-й стрелковой дивизии не уточнено о какой именно Чаще идет речь (станция, посёлок, деревня). Скорее всего, здесь речь шла о деревне Чаща, так как затем полк вышел в район деревни Луги.




Карта боевых действий 54-й армии Волховского фронта с 16.01. по 08.02.1944 г. Хорошо виден разрыв во фронте в районе станции Чаща (карта в высоком разрешении).

5 февраля, действуя с рубежа реки Оредеж, 53-я стрелковая бригада 115-го стрелкового корпуса 54-й армии Волховского фронта вышла к Витебской железной дороге в районе станции Чолово. Затем бригада повернула на юго-запад и продолжила наступление вдоль железной дороги в направлении Торковичи и Оредеж. Названия «посёлок Чаща» и «станция Чаща» в документах мне не встречались. Скорее всего, они были заняты в начале февраля советскими войсками, но, очевидно, без сопротивления противника.

Статистика по братскому воинскому захоронению в посёлке Чаща

Список захороненных в братской могиле посёлка Чаща со всеми обнаруженными мною дополнительными данными - Список Чаща мемориал.

Из 15 человек, числящихся похороненными в Чаще, единственным погибшим в 1941 г. является политрук В.Н. Чижов. В общем доступе на «Памяти народа» удалось обнаружить о нем некоторую информацию и даже найти его фотографию. Вот только понять где именно он погиб 3 сентября 1941 г. сложно. Также неизвестно какой воинской части он принадлежал. Место службы  "политрук стрелковой роты стрелкового полка Западного фронта" и место гибели "Ленинградская область" весьма расплывчатые формулировки. Возможно, он погиб в районе Чащи, возможно, нет. Место гибели «Чаща, Рабочий посёлок №1» указана только в документе 2014 года.




Личная карточка политрука В.Н. Чижова.

Остальные бойцы и командиры, значащиеся похороненными в Чаще, погибли в 1944 г. При этом в списке 13, а не 14 человек - одна запись «МаМин Григорий Яковлевич», по всей видимости, повтор записи «МиШин Григорий Яковлевич» также указанной в списке.
Самая большая группа (5 человек) воевала в 281-й стрелковой дивизии 54-й армии Волховского фронта. Это Д.П. Крутов, В.М. Матвеев, Г.Я. Мишин, И.П. Назаренко и М.П. Синельников. Все они были ранены в бою и умерли в 318-м отдельном медико-санитарном батальоне 281-й стрелковой дивизии. И еще один боец Е.С. Маслов воевал в 374-й стрелковой дивизии. Эта дивизия действовала вместе с 281-й стрелковой дивизией и вполне объяснимо, что когда боец Е.С. Маслов получил ранение, он был доставлен в 318-й отдельный медико-санитарный батальон 281-й стрелковой дивизии, где и умер. Как указано в карточке захоронения все они первоначально были похоронены в Чаще.

Однако ни 281-я, ни 374-я стрелковые дивизии не вели боевых действий в районе станции Чаща. В начале февраля 1944 г. эти две дивизии, находясь в составе 115-го стрелкового корпуса, преследовали противника, который лесными дорогами отступал от Любани и Чудово к Оредежу (на приведенной выше карте боевых действий 54-й армии с 16.01. по 08.02.1944 г. можно увидеть продвижение этих двух дивизий). В донесениях о безвозвратных потерях указано место захоронения 5 вышеуказанных бойцов - Ленинградская область, Апраксинский район, деревня Чаща. Действительно, такая деревня в том районе существовала, в некоторых случаях она обозначалась как Язвинка (wikimapia.org). По другим данным, некоторые из них были похоронены в д. Подгорье, недалеко от Ям-Тесово. Однако, это принципиально картины не меняет. Ям-Тесово тоже находится далеко от Чащи. Можно утверждать, что 4 бойца из 281-й стрелковой дивизии и один боец из 374-й стрелковой дивизии не были перезахоронены в поселке Чаща. Где они похоронены сказать очень трудно - о существенных расхождениях даже в месте первоначального захоронения было указано выше.

В братской могиле посёлка Чаща числятся два бойца 201-й стрелковой дивизии Н.И. Кокарев (Кокорев) и Н.П. Кучин, погибшие 24 и 25 января 1944 г. бою за деревню Большое Руслово (Руссолово) и там же первоначально похороненные. 201-я стрелковая дивизия в эти дни в составе 117-го стрелкового корпуса 42-й армии Ленинградского фронта вела бои за Гатчину (Красногвардейск). За освобождение этого года 26 января дивизия, с числе других частей и соединений, получила почетное наименование «Гатчинской». Почему вдруг двух бойцов 201-й стрелковой дивизии решили перезахоронить весьма далеко от их первоначального места захоронения остается совершенно непонятным. Скорее всего, бойцов «перезахоронили» только лишь на бумаге. Эта версия имеет основания тем более, что оба бойца также числятся похороненными в братской могиле деревни Романовка Гатчинского района.

Еще 5 человек, числящихся в братской могиле в посёлке Чаща, воевали в разных частях и соединениях Ленинградского фронта, погибли в январе 1944 г. и были похоронены в разных населенных пунктах. Так, рядовой М.И. Караваев (Короваев) из 90-й стрелковой дивизии был первоначально захоронен в деревне Мотчино, ефрейтор П.Г. Потапов из 1-й краснознаменной танковой бригады - в деревне Малые Кобози Павловского района, (в том же 1944 г. перенесен в д. Кипень Красносельского района), рядовой Е.С. Сандырев из  291-й стрелковой дивизии - в деревне Алапурской, а рядовой Х.Б. Файзанов (Файзаханов, Файзатханов) из 17-й штурмовой инженерно-саперной бригады - в деревне Большое Виттолово.

Все перечисленные населенные пункты находятся (или находились) достаточно далеко от посёлка Чаща. Так, деревня Мотчино, ныне не существующая, раньше находилось чуть северо-западнее Войсковиц. По прямой до нее от посёлка Чаща около 60 километров. Более 70 километров до ныне не существующих деревень Большое Виттолово и Малые Кобози, которые находились чуть западнее Пушкина. До деревни Алапурской, что находится недалеко от Гатчины, примерно 60 километров. Трудно найти какое-либо логическое объяснение - почему несколько бойцов, погибших так далеко от Чащи, вдруг выборочно решили перезахоронить сюда, хотя и в Гатчине, и в Пушкине и во многих других местах, находящихся гораздо ближе, есть братские воинские захоронения. При этом двое из пяти (П.Г. Потапов и Е.С. Сандырев) также числятся захороненными в Гатчине, а Х.Б. Файзанов (Файзаханов, Файзатханов) - в д. Романовка.

«Перезахороненным» из самого удаленного от Чащи населенного пункта является рядовой В.И. Емельянов. Он погиб 16 июля 1944 г. у деревни Чашки Пушкинского района Калининской области (ныне Псковской области), сражаясь в рядах 295-й штрафной роты 1-й ударной армии 3-го Прибалтийского фронта. Тут, по крайней мере, видна относительная логика «перезахоронения» - созвучность названий «Чаща» и «Чашки». Никакой другой логики «перезахоронения» погибшего солдата из Псковской области за 275 километров в посёлок Чаща, лично я, уловить не могу. Остается только добавить - есть большая вероятность, что рядовой В.И. Емельянов в том бою не погиб. В 1945 г. В.И. Емельянов был награжден Орденом Славы 3-й степени, сражаясь в составе 98-й стрелковой дивизии 59-й армии 1-го Украинского фронта, а в 1985 г., к юбилею Победы, был награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени. Дополнительные данные «погибшего» В.И. Емельянова совпадают с данными человека награжденного в 1945 г.

Таким образом, из 14 «захороненных» в Чаще человек только один, возможно, имеет отношение к Чаще. Это погибший в 1941 г. политрук В.Н. Чижов. И то по причине недостаточного количества информации для того чтобы сделать окончательный вывод. Все остальные к посёлку Чаща никакого отношения не имеют - они воевали и погибли достаточного далеко от места своего нынешнего «захоронения». По какой логике этих людей перезахоронили в посёлке Чаща сказать очень сложно. Возникает неутешительное предположение - «перезахоронения» были проведены только на бумаге и кто действительно покоится в братской могиле посёлка Чаща сказать очень сложно.

История, Вырица, Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up