Терей, Прокна и Филолена
Недавно я пролистывал одну из любимых книг моего детства - «Легенды и мифы Древней Греции». Чудно было вспоминать, какое впечатление она тогда на меня оказала. Как в моем воображении громыхали молнии Зевса, звенело оружие сражающихся героев, пылала поверженная Троя…
Но сейчас я хотел написать не об этом. Проглядывая знакомую книгу, я заметил одну вещь, на которую в детстве не обращал внимания. В древнегреческих мифах периодически возникает тема людоедства, причем почти всегда поедаются дети. Общая модель такова: детей убивают, из них готовят трапезу и кому-то скармливают. Причем эти ужасы не были заретушированы даже в моей детской книжке. Вот некоторые из подобных мифов:
1. Миф о Тантале, в котором самонадеянный герой хочет проверить богов, изготовив им пищу из собственного сына Пелопса.
2. Миф о Атрее и Фиесте, двух братьях. В ходе вражды и взаимных козней Атрей приготовил гуляш из сыновей Филеста и скормил брату.
3. Миф о царе Ликосуры Ликаоне (сын аркадского царя Пеласга), который подобно Танталу хотел испытать Зевса, подсунув ему кушанье из человечины.
4. Миф о царе Фракии, Терее и его жене Прокне. Терей похитил сестру Прокны, Филомелу, держал ее в неволе и унижении. Прокна освободила сестру и в качестве мести Терею убила их общего сына и скормила его мужу.
Вот такие прелести. Что сразу приходит на ум.
- Что эти эпизоды, как правило, жестоко караются Зевсом
- Что сам Зевс был уцелевшим сыном бога Кроноса, практиковавшим поедание собственных детей. Зевс же от подобной практики отказался.
Можно предположить, что мифологическое свержение Зевсом Кроноса отражает в реальности победу «народа Зевса» над «народом Кроноса».
Есть версии, что доантичным населением Греции являлись племена пеласгов (вспомним отца Ликаона Пеласга), действительно почитавших своим верховным божеством Кроноса. Сразу напрашивается предположение, что в обществе пеласгов практиковался каннибализм, причем детский, и реликты данной традиции мы и видим в греческих мифах.
Вот такая вот занимательная древность.