Александр Невский и Даниил Галицкий. Два ответа на вызов Орды

Dec 06, 2016 22:19



Сегодня - 6 декабря, день православного святого, князя Александра Невского.
Чем знаменит Невский? Конечно же, борьбой с экспансией шведов и Ливонского ордена в Новгородские земли. Невская битва 1240-го года и битва на Чудском озере 1242 года - одни из самых славных страниц истории русского оружия.

Невский - не только великий полководец, но и выдающийся политик. Наверное, все помнят годы Татаро-монгольского нашествия (1237-1240). Русь растерзана. Нам трудно даже представить масштаб разрушений, которым подверглись княжества в те времена. Единственной территорией, уцелевшей от ужаса, остается  Новгородская земля. Что делать в такой ситуации? Князья отвечали на жестокий вызов по-разному. Я приведу две противоположные стратегии.

Одну демонстрирует галицко-волынский князь Даниил Романович. Уже сразу после нашествия он вынашивал план освобождения от власти ордынцев, правда, при поддержке государств Западной Европы, прежде всего Польши и Венгрии. Получению помощи должен был способствовать римский папский престол, которому князь обещал подчиниться. К осуществлению этих планов были подключены и великий князь владимирский Андрей Ярославич и сидевший в Твери его младший брат Ярослав.

В 1252 году, рассчитывая на скорое получение помощи, Даниил Романович отказывает Орде в повиновении и начинает военные действия. Силы ордынского военачальника Куремсы направились в мятежное княжество - и в первый раз были биты Даниилом. В том же году к восстанию присоединяются Андрей и Ярослав Ярославичи.
Однако успех сопутствовал недолго - хан Бату посылает уже гораздо более мощные силы во главе с темником Неврюем. Князья не решаются вступить в сражение и бегут. Земли Северо-Восточной Руси подвергаются еще более ожесточенному, чем ранее, карательному опустошению.
Помощь Даниилу с Запада так и не пришла. После нескольких лет борьбы в 1258 году Даниил подчиняется Орде и срывает все крепости в своем княжестве.

Александр Невский не поддерживает восстание Даниила Галицкого. И не из страха - он проводил принципиально противоположную политическую линию. Александр добивался строгого исполнения обязательств перед Ордой. В 1259 году, уже будучи великим владимирским князем, он специально посетил Новгород, чтобы убедить жителей согласиться на проведение переписи и уплату дани в Орду. Этими действиями Александр пытается избежать повторных карательных походов. Он создает минимальные условия для возрождения жизни в разоренной стране и развязывает себе руки для борьбы против экспансии с Запада. Невский сумел подчинить своей власти многих князей Северо-Восточной Руси, убедив их следовать избранной им стратегии. Как мы знаем, позже она будет взята на вооружение Московским княжеством, которое станет новым центром медленно возрождавшейся после нашествия Руси.

Александр и Даниил являют нам две противоположные политические и военные позиции. Русь оказалась в очень тяжелом положении: с одной стороны была мощнейшая сила Орды, с другой - не такая мощная, но не менее опасная сила Ливонского Ордена, представлявшего, конечно, католический Запад. Сражаться на оба фронта? Нереально. Сама жизнь толкала князей на выбор: с кем конфликтовать, а с кем искать мира. Даниил ищет союза с Западом, и поворачивает оружие против Орды. Александр, напротив, выстраивает отношения с Ордой, но дает бой шведской и немецкой экспансии.

Можно ли винить кого-то из них, а кого-то восхвалять? На мой взгляд, очень глупо и неуважительно искать тут правых и виноватых. Стремление к борьбе с Ордой Даниила вполне можно понять. Но история сама рассудила князей. Линия Галицкого привела в короткой перспективе лишь к новым жертвам, а в далекой - к глубокой зависимости от Запада принявших католичество славянских земель. Линия Невского - положила начало долгому и тяжелому пути сохранения духовной самости и накопления собственных сил под монгольским Игом. Путь этот в итоге привел Русь к новому великому государству - Московскому царству.

История Ордынского нашествия  - это величайшая трагедия русской истории. Тяжесть этой трагедии усугубляется безальтернативностью наступившего после нашествия Ига. В той ситуации не было благородного выбора: сражаться и победить или проиграть. Выбирать можно было лишь между новым опустошением и унизительным повиновением - настолько велико было военное превосходство Орды. Возможно ли было что-то третье? Да, если бы на момент нашествия Русь представляла собой не лоскутное одеяло враждующих княжеств, а единое и мощное государство. Вероятно, тогда история последующих двухсот лет была бы совсем иной. Но было так, как было. Таков жестокий урок Истории.

При написании статьи использованы материалы книги «История России с древнейших времен до конца 17 века» под редакцией академика РАН Л.В. Милова.

Россия, История

Previous post Next post
Up