Уже об этом
писал, теперь разовью тему (осторожно, много картинок!).
Прочитав недавно
статью, посвященную Николаю Гавриловичу Чернышевскому и русскому революционному движению в целом, я вспомнил несколько картин великого отечественного художника И.Е. Репина.
Автопортрет, 1887
Интересующие нас работы написаны как раз в период драматического противостояния революционеров из «Народной воли» и царской власти. Здесь нужно сделать небольшой исторический экскурс.
1878-1882 года - это время массовых крестьянских выступлений. Безземелье, неподъемные выкупные платежи (цена освобождения 1861 года), налоги, превышавшие доходность крестьянских хозяйств - все это приводило к периодическим взрывам гнева, охватывавшим целые губернии. К примеру, в Чигиринском и Черкасском уездах Киевской губернии полыхало восстание с участием 40-50 тысяч человек. На подавление были брошены войска. К бунтующему крестьянству присоединялся и нарождавшийся в городах рабочий класс: в 1879 году стачки и забастовки охватили 54 предприятия. Все это не могло не быть воспринято революционерами, как шанс свержения царской власти - 1(13) марта 1881 года в центре Петербурга группа народовольцев совершила покушение на Александра II. В результате тяжелого ранения император скончался. Революционеры ждали народного «взрыва» - но этого не произошло, напротив, волнения пошли на спад. Начались массовые аресты. Лидеры «Народной воли», участвовавшие в покушении: А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлов, Н.И. Рысаков, - были приговорены к смерти и 3 (15) апреля повешены. Такова была та Россия - она закипала.
«Убийство Александра II». Картина неизвестного российского художника, вторая половина XIX века
Народовольцы не были террористами-маргиналами. Они были плотно интегрированы в передовую интеллигенцию, в том числе и творческую. Одним из наиболее значительных подобных творческих объединений, проникнутых духом «Народной воли», был союз живописцев «Товарищество передвижных художественных выставок», или просто «передвижники».
"Передвижники"
С 1878 года его членом становится и молодой тогда художник И. Е. Репин. Примерно в это же время он начинает работать над картиной «Арест пропагандиста», но заканчивает ее лишь в 1889-ом. От эскиза до завершения произведение сильно меняется. На ранней версии можно увидеть, что прототипом центральной фигуры, арестованного революционера, был сам художник - так очевидно сходство.
"Арест пропагандиста", 1878
"Автопортрет", 1878
После долгой работы появляется, по сути, совсем другая картина, с массой новых «героев»: если изначально арестанта окружали в основном взбудораженные мужики, то теперь они лишь робко оглядываются у окна. Справа мы видим лакейского вида мужчин, производящих обыск, самого революционера держат полицейские и один крестьянин. Но главное изменение заключается во взгляде арестанта: он дерзко смотрит в темный левый угол комнаты, в котором мы можем увидеть неясную фигуру - истинного противника главного героя картины.
Известны так же другие работы Репина, посвященные русскому революционному движению: картины «Сходка», «Не ждали», «Отказ от исповеди» (ее главный герой вновь очень напоминает автора). Но художник не просто стремился показать правду о судьбе «народовольцев» - в великих его работах говорят сами идеи революционеров. Картины: «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», - это жесткая критика социальной несправедливости, рабства угнетенных низов.
Бурлаки на Волге. 1870-1873
Одновременно с острой социальной живописью, И.Е. Репин является выдающимся религиозным художником. Со временем его взгляды на Революцию поменяются, но тогда, в бурное время конца 19-го столетия, он сочетал в себе одновременно художника-народника и художника-христианина.
Воскрешение дочери Иаира. 1871
Голгофа (Распятие Христа). 1869
Разве не является это яркой иллюстрацией того, что противопоставление революционности и христианства ложно. Ведь сама жизнь говорит нам о том, что эти идеи не просто сосуществовали - они питали друг друга, а, возможно, и были единым целым.