Уже целые сутки информагентства и телеканалы разрываются от новостей из Стамбула и Анкары. Сообщения о развитии событий в Турции поступали всю ночь с 15-го на 16-ое и продолжают поступать сейчас. Я попытался собрать все в одном месте, чтобы представить картину в целом. Для поиска информации пользовался новостной лентой
vognebroda.net, так как туда стекаются сообщения со многих информагентств. Итак, поехали (новости в хронологическом порядке поступлений в СМИ).
Между 22 и 23 часами по Москве (в Стамбуле и Анкаре время тоже) начинают поступать
первые сообщения о перевороте. Информация расплывчатая: военные перекрыли мост через Босфор, в городах слышна стрельба, в небо подняты боевые вертолеты.
Турецкое информагентство Anadolu Ajansi
передает заявление премьер-министра Бинали Йылдырыма о попытке военного госпереворота.
В эфире турецкого телеканала NTV было
озвучено коллективное заявление Генштаба ВС Турции о переходе власти в руки мятежников и аресте руководства страны. Как мы увидим далее, это был очень поспешный шаг.
Ночью
появляются первые обращения от якобы арестованных лидеров: Эрдоган призывает своих сторонников выйти на улицы для противодействия путчистам, а премьер-министр даже заявляет об аресте руководителей переворота. (мне кажется, это было скорее не фактической информацией, а информационно-психологическим ударом по сторонникам военных, находящимся в таком же неведении, как и все сторонние наблюдатели). Важным является еще и то, что заявления президента и премьера транслирует тот же телеканал NTV, что незадолго до этого передавал победные реляции путчистов. В Стамбуле и Анкаре продолжаются бои. Между военным и кем? По всей видимости, противостоящими военным силовиками является Национальная разведывательная организация Турции (MIT).
Чуть позже агентство Anadolu Ajansı
передает сообщение о штурме военных офиса медиа-холдинга Doğan. Здание
берется штурмующими под контроль, в здании - заложники. Но эта ситуация не длится долго.
Появляется
первая информация (от Эрдогана) о принадлежности путчистов к сторонникам проживающего в США проповедника Фетхуллаха Гюлена (самим Гюленом это отрицается).
Фетхуллах Гюлен
Под утро Эрдоган снова
обращается к народу с призывом о поддержке. Президент заявляет о покушении на его жизнь. Становится известна первая информация о конкретных руководителях переворота.
Утром
публикуются сообщения об освобождении плененного мятежниками главы Генштаба, который, по всей видимости, не поддержал переворот.
Далее по нарастающей идет информация о поражении мятежных военных:
публикуется постоянно растущее количество арестованных,
обещания провести жестокую чистку. Одновременно с этим
появляются данные о жертвах, они также растут: от 60 до 161 убитых и почти полторы тысячи раненных в ходе столкновений.
Далее
следуют реакции политиков других государств на происходящее. Среди них есть и откровенно сочувственные по отношению к задумавшим переворот военным. Но все признают продолжение сотрудничества с официальными властями.
Потерпевшие поражение путчисты
бегут в Грецию, Турция
требует выдать военных. Греция
подчиняется.
На данный момент общая картина такова.
Хотя кульминация этой драмы уже позади, какие-то окончательные выводы делать рано. Но уже можно сказать, что ключевыми факторами, определившими развитие событий, стали:
- наличие враждебных военным силовых групп, ключевой из которых стала Национальная разведывательная организация Турции (MIT). Учитывая ее спецслужбистский характер, эта структура могла и спровоцировать выступления. Такие мысли приходят после того, как понимаешь, как быстро был подавлен мятеж, объявлено число виновников и их сторонников.
- борьба за СМИ. Как видно из развития событий, руководители переворота поторопились объявить о своей победе с канала NTV и, по всей видимости, тут же потеряли над ним контроль. Потому что далее на нем выступал уже Эрдоган. Военные предпринимают попытки захватить другие средства трансляции, но они безуспешны - их голоса в эфире уже не звучат, только заявления властей и службы безопасности - MIT.
- реальный выход на улицы сторонников действующей власти, или просто противников дестабилизации.